24 июля в Инновационном культурном центре в зале "Трансформер" в Калуге стартовал кастинг на фильм "Василий Теркин". Неделю ранее в социальных сетях были размещены посты о том, что для участия в массовых сценах требуются мужчины на первый план. Съемки фильма будут проходить в Медыни на киностудии "Военфильм-Медынь". За пару дней до начала съемок киностудию посетила внештатный корреспондент нашей газеты Юлия Жемалева.
Поэму "Василий Тёркин" Твардовский написал в 1941 - 1945 годах. Она стала одним из самых известных произведений о Великой Отечественной войне в русской литературе. В поэме автор раскрывает тему войны, упоминая события 1941 - 1942 годов: битву у Волги, переправу через Днепр, взятие Берлина. Связующим мотивом произведения становится мотив дороги, по которой солдаты идут к цели, к победе. О том, как родилось произведение "Василий Теркин", с увлечением рассказывал сам Александр Твардовский:
"...Попробую рассказать о том, как "образовался" "Теркин".
"Василий Теркин", повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но "Вася Теркин" был известен еще с 1939-1940 года - с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и автор этих строк.
Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде "уголка юмора" или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. Затея эта не была новшеством в армейской печати.
...И вот мы, литераторы, работавшие в редакции "На страже Родины", решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Стали придумывать имя. Оно должно было быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Так родилось это имя.
И когда в редакции возникла идея завести постоянный фельетон с картинками, я предложил "Теркина", но не своего, оставленного дома в тетрадках, а того, который со дней финской кампании был довольно известен в армии.
...С того времени, как в печати появились главы первой части "Теркина", он стал моей основной и главной работой на фронте".
Накануне съемок в Медыни мы попали под сильный дождь, но даже он не помешал осмотреть это, безусловно, интересное место. Основная натурная площадка студии "Военфильм" кинокомплекс "Военфильм-Медынь" находится под Медынью в Калужской области, где на территории более 160 га выстроены масштабные декорации деревни, линии советских и немецких окопов, блиндажи и землянки, вырыта и заполнена водой река, расположены ангары с военной техникой, есть возможность для размещения и возведения декораций и организации пиротехнических решений любой сложности. Кинокомплекс "Военфильм-Медынь" располагает уникальной коллекцией военной техники разных лет (от мортир до самолетов), холодного и огнестрельного оружия, военной формы и реквизита, инфраструктурой для размещения съемочной группы - и может стать технической базой для создания как военного, так и гражданского кинопроекта любого масштаба. На кинокомплексе проходили съемки сериала "Позывной "Журавли", художественных фильмов "Подольские курсанты", "Калашников", "Первый Оскар", "Крылья над Берлином", "Мамкина звездочка", "Топор", "Перевод с немецкого 2. Операция "Престол", Ток-шоу "Пережить, чтобы помнить", фильмов-реконструкций для уникальной мультимедийной экспозиции "Подвиг народа" в Музее Победы, мини-фильмов "Московское ополчение", регулярно проходят съемки телепрограмм, музыкальных клипов и социальных роликов.
Осмотр аэродрома у нас начался вместе с рассказом экскурсовода про фильм "Мамкина звездочка", в основу которого легла реальная трагическая история. Советский летчик и участник операции "Звездочка" Александр Мамкин так и не удостоился звания Героя, хотя его подвиг стал бессмертной главой в летописи Великой Отечественной войны. По сей день никто не в силах объяснить, как Мамкин, заживо горевший в кабине, смог выдержать верный курс на восток и справиться с посадкой подбитого самолета, но мужчина за штурвалом был единственной ниточкой, на которой висели жизни десяти мальчишек и девчонок. И он это понимал. События, о которых шла речь, произошли зимой 1943-44 годов, когда нацисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненым солдатам срочно нужна была донорская кровь. Ничего лучше не придумав, её решили брать у детей, которые попали в детдом после того, как немцы расстреляли их родителей за участие в сопротивлении. Была разработана операция "Звёздочка" - детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте за линию фронта. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами - не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. Мамкин справился с задачей, он перевез всех детей в тыл ценой своей жизни, потому что в последнем рейсе самолет Мамкина был подбит, машина горела, Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. На летном поле были представлены различные модели самолетов, использовавшиеся во времена Великой Отечественной войны, все эти самолеты в разные времена становились актерами, например, тот же ТБ-3 использовался в фильме "Крылья над Берлином".
Далее мы проследовали в деревню, которая была воссоздана по фотографиям 1941 года. В деревне царило безмолвие, так как съемки еще не начались, но было что-то зловещее в этой опустевшей деревне с ее колодцем в виде журавля, брошенной телегой, возле которой расположился подбитый немецкий танк. Ощущение было такое, что в этой деревне явно кого-то поджидают. Большое впечатление произвело старое здание школы с потрескавшимися от старости школьными партами. Помимо парт в старом здании школы можно было увидеть койки, здесь явно проходили съемки сцен, связанных с госпиталем. Река импровизированной деревни - тоже узнаваемый объект, в фильме "Подольские курсанты" можно было видеть именно эту реку. Интересен был рассказ о том, как строили специально для сьемок художественного фильма дом и печь. После того, как работа над печью была окончена, в ней попросили испечь хлеб, который получился очень даже вкусным. Только вот судьба дома и печи были незавидными. За 20 секунд немецкий средний танк Т-4 одним выстрелом разнес дом, на строительство которого ушло практически 1,5 месяца. Искусство требует жертв.
В лесу кинокомплекса слышались одиночные выстрелы, это тренировались актеры будущего фильма. А предстояло еще осмотреть большое количество павильонов с образцами военной техники советского и иностранного производства. Бронемашины, грузовики советского, американского и немецкого производства, танки, лодки, мотоциклы, легковые автомобили, которые в свое время принадлежали как сотрудникам посольств, так и военным преступникам. Интересна история танка Т-43, который нашли в безымянном болоте, сварили разрушенную наполовину башню, завели, починили, и танк снова в строю. Можно сказать, что к съемкам фильма кинокомплекс "Медыньвоенфильм" выглядел полностью готовым и, так сказать, во всеоружии. А что для самого Василия Теркина было самым главным в жизни? Кто бы смог задать и ответить на самый главный вопрос? А вот что по этому поводу сказано в самой поэме.
"Да, друзья, любовь жены,
Кто не знал - проверьте,
На войне сильней войны
И, быть может, смерти."
Сам герой дает понять о важности поддержки любимых для солдата в главе "О любви". Понимание того, что дома ждут, придавало сил солдатам и двигало их на настоящие подвиги. Не зря Твардовский рассказывает о судьбе русских женщин в период Великой Отечественной войны, о том, что каждая хоть однажды провожала кого-то на фронт.
Ю. Жемалева,
д. Церковщина.