В течение марта проводился отборочный муниципальный этапа конкурса среди педагогов школ на лучший урок или внеклассное мероприятие по избирательному праву. В конкурсную комиссию поступило одиннадцать заявок, но в двух участниками мероприятий были дошкольники – воспитанники детского сада, которые по условиям конкурса пока остаются вне игры. Пять мероприятий проводились непосредственно с учащимися в классе, а четыре поступили на бумажном носителе, что тоже предусматривается Положением.


Члены конкурсной комиссии побывали на всех и отметили большой интерес школьников к такой важной теме, как выборы. Все начинается с игры, она дает будущим избирателям не только информацию об истории выборов, избирательной системе в России, но и способствует воспитанию у подростков активной жизненной позиции.
Мы уже рассказывали об интеллектуальной игре «Битва разумов», в которой очень ярко показала себя команда школы №2 «Эквилибриум» - она стала победительницей районного и зонального этапов.
И вот областная игра. Она проходила в музейно-выставочном комплексе в Боровске. В игре приняли участие 9 команд – победителей межрайонных соревнований. Судило турнир жюри под председательством В. Х. Квасова, который в начале игры напутствовал участников, пожелав всем удачи и победы. Нашей команде (на снимке внизу) по жеребьевке выпал первый номер выступления. В первом туре игры необходимо было продемонстрировать программу «партии», ее лозунг, основные направления деятельности, цели и методы их достижения. Девушки творчески подошли к этой задаче – показали ролик о городе, капитан команды Анастасия Волова рассказала о программе партии «Эквилибриум», спели песню (солировала Дарья Некрасова). Во втором туре игры предстояло ответить на три блока по девять вопросов в каждом. Вопросы касались истории и современности избирательного права, конституционного строя России, много вопросов жюри подготовило на эрудицию участников. Некоторые вопросы ставили в тупик даже опытных зрителей игры, а участникам надо было ответить на них в течение одной минуты. В итоге наша команда заняла почетное четвертое место, оставив позади еще пять команд-участниц и уступив третьей победительнице всего 0,3 балла. Но жюри отметило высокий уровень подготовки команды.
Столь же интересны и поучительны были и школьные мероприятия по избирательному праву, с которых мы начали разговор.
В Павлиновской школе выбрали «правителя сказочной страны».
Прежде чем приступить к голосованию за кандидатов в «Правители», ребята познакомились с историей выборов, вспомнили, из каких периодов состоит выборный процесс, из предложенных слов составили правильную цепочку последовательности действий в избирательной кампании. Кандидатов в «Правители» было шесть – Золушка, Снежная королева, Бармалей, Кот в сапогах, Айболит и Буратино. Выбрать оказалось сложно. Но вспомнив положительные и отрицательные стороны каждого персонажа, ребята сделали свой выбор. На импровизированном «избирательном участке» работала представительная комиссия из ребят старших классов школы. В итоге, как в любой сказке, победило добро, и Правителем Сказочной страны выбрали Золушку, а участники игры с пользой провели время, узнав много нового о выборах и закрепив полученные знания в игре.
В Новоалександровской школе прошел классный час «Сегодня ученик - завтра избиратель». Преподаватель школы О. В. Ромашкина сделала презентацию о родном крае. Для ребят были подготовлены раздаточные материалы, которые помогли им разобраться в понятиях и запомнить слова «демократия», «избиратель», «избирательное право», «гражданин», «кандидат», «референдум». Полученные знания о выборах ребята смогли использовать, отвечая на вопросы викторины, отгадывая кроссворд и ребусы. Школьники постарше разыграли ситуации на избирательном участке, а преподаватель попросила команды оценить правильность действий «избирателей» и «избирательной комиссии». Председатель ТИК Е. Петракова подвела итоги состязания и вручила всем членам команд дипломы за участие.
В Чипляевской школе состоялась деловая игра «Мы – будущее России». Свою конкурсную работу представила преподаватель Т. Г. Ковалева. На внеклассное мероприятие были приглашены все учащиеся школы, преподаватели, гости в лице членов настоящей участковой комиссии. В начале показали видеоролик о том, как голосует молодежь. В качестве разминки прозвучали вопросы из истории выборов. Краткая история избирательного права в России была показана в видео «История избирательного права». Ребята узнали о том, что не всегда оно было всеобщим и равным. На определенном этапе истории избирать было привилегией высших сословий. В увлекательных конкурсах ребята давали ответы на вопросы, проводили юридические консультации по избирательному праву, угадывали по описанию, что находится в «черном ящике», разгадывали ребусы, команды обменивались вопросами в дебатах «Ты – мне, я - тебе», участвовали в конкурсе агитбригад, пели песни и частушки, в литературном конкурсе состязались в написании синквейнов на тему выборов. Проигравших в игре не было, все пополнили свои знания по избирательному праву в непринужденной игровой форме.
А преподаватель школы №2 Л. В. Никитина провела классный час для учащихся своего 4 класса. После интересной теоретической части перешли к практической. Ребятам предстояло выбрать старосту. Для этого были созданы три партии: «Музыка», «Радость» и «Спорт». Лидеры партий представили свои программы, и затем все перешли к голосованию. Для этого было сделано все как при настоящих выборах: составлен список избирателей и напечатаны бюллетени. В итоге победила партия «Радость», которая в своей программе сумела объединить все пожелания «избирателей».
Одним словом, в форме игры ученики знакомятся с серьезными понятиями, при этом преподаватель, организовавший мероприятие, выполняет важную миссию – готовит своих воспитанников к взрослой жизни.
Но на этом конкурс не закончился: до 1 мая комиссия выберет лучшую работу конкурсантов, которую и представит на областной этап.
Валентина ФИТИСОВА.