Здесь так и просится добавить в заглавие: «и не только меня…». И   вот почему. Я не открою большого секрета, что катастрофа на Чернобыльской АЭС внесла коррективы в судьбы многих людей, если не поколений. Своим черным крылом она накрыла большую часть Беларуси, оставила неизгладимый след на территориях Смоленской, Брянской, Калужской областей. А вот что касается Спас-Деменска, обошла стороной. Сведущие в этих вопросах радиологи обосновываются на розе ветров, которые в то время были в пользу города. У верующих своя версия: название населенного пункта произошло совсем не оттого, что когда-то местный здоровяк Дема вытащил застрявшую екатерининскую карету, а связано со Спасителем Иисусом Христом, который и на этот раз своей десницей отвел беду от православного люда. Так это или иначе,  не нам судить. А вот то, что наш район стал своеобразным оазисом по отношению к соседним - факт неоспоримый.

SWScan00072

 
Необходимо отметить еще одну немаловажную деталь, что первые два-три года партийные и советские органы старались умалчивать о масштабах Чернобыльской катастрофы и ее пагубных последствиях, пытаясь этим удержать население от массовой миграции в чистые зоны. Но когда в разы стали проявляться заболевания щитовидной железы у жителей, подвергшихся радиации, опомнились, дав возможность свободно покидать зоны отчуждения, отселения и т.д.    
Руководство района тогда отнеслось к таким переселенцам с большим вниманием, особенно к белорусам. В то время первый секретарь райкома партии П.И. Некрылов, а затем В.А. Бузанов нашли время, чтобы поговорить с каждым, кто решил переселиться в Спас-Деменский район. И это была не просто беседа, а целый социальный пакет льгот и бонусов, предоставляемых «чернобыльцам». Надо сказать, что свое слово Владимир Анатольевич сдержал полностью: всем было предоставлено жилье, работа по специальности. Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов. Почти половину сельхозпредприятий района возглавили белорусы. Не остались без работы и жилья механизаторы, животноводы и другие специалисты, которые потянулись за своими руководителями. С пониманием и сочувствием отнеслось к нам и население. Ведь и им пришлось во время войны спасаться от фашистских захватчиков на территории Беларуси в качестве беженцев. Правда, эти сравнения не сопоставимы, однако… 
Постараюсь дальше не вникать в детали и подробности, в житие и бытие переселенцев, все складывалось как нельзя лучше. Но свою пагубную лепту внесли «лихие» девяностые. Район в относительно короткий срок в результате неразумной политики в первую очередь со стороны вновь испеченных реформаторов и демократов превратился в регион филиалов, товариществ и обществ с ограниченной и вообще без всякой ответственности. Закрылись такие градообразующие предприятия, как «Ангстрем», Чипляевский метизный завод. Стали дышать на ладан фабрика строчевышитых изделий, депо вместе с МЭМРЗом, маслосырзавод и т.д. Но хуже всего обошлись с сельским хозяйством. Земли разделили на паи, сельхозтехника, образно говоря, ушла с «молотка», плановая экономика стала рыночной. Одним словом, район остался без оборотных, да и основных средств тоже.  Вот в таких условиях он не только жил, а выживал. Ну да не будем о грустном, как мудрый библейский царь Соломон изрекал: «Все проходит, и это пройдет».
 
Прошло, хотя не так быстро, как  хотелось бы. И первым таким  шагом в возрождении района стала его газификация. По всем улицам города протянулись «нитки» центрального газоснабжения, в разы сократились выбросы  вредных веществ в атмосферу, в домах стало теплей и уютней. Огромная лепта внесена и в благоустройство города. Ушли в небытие вековые тополя - «пуховики», им на смену пришли сотни молодых рябинок и кленов, хвойных деревцев, декоративных кустарников. Неузнаваемо преобразились и улицы города. В колорит как нельзя лучше вписалась бордюрная плитка, которой не только выложены тротуары, но и все фасадные площадки около административных зданий, помещений и офисов социально- и культурно-бытового назначения. Настоящей визитной карточкой города, «жемчужиной»  стал парк с его архитектурным ансамблем, детской площадкой, спортивными сооружениями, о чем не раз писала местная пресса, отмечали в области. Сбылась и давнишняя мечта горожан: в строй вступила станция по очистке воды. Это лишь небольшой штрих в возрождении Спас-Деменска, но и он дорогого стоит. В этом заслуга всей администрации района и, несомненно, в первую очередь, не побоюсь этого слова, патриарха района - В.А. Бузанова.
 
Нельзя обойти вниманием и людей, с которыми мне довелось  встретиться, поработать, почерпнуть из их богатого жизненного опыта такие замечательные черты, как человеколюбие, честность и справедливость, умение слышать и быть услышанными. Это Мария Николаевна Петухова, она возглавляла районную газету «Новая жизнь». Уже в то время имела большой опыт работы с людьми. Была лидером комсомольского движения, занимала руководящие посты в советско-партийных органах. С ее приходом районка действительно задышала по-новому: стала более содержательной, объективной, значительно возрос тираж, а это первый показатель ее популярности. Пользуясь терминологией В.И. Ленина, газета стала не только пропагандистом и агитатором, но и организатором всех мероприятий и преобразований, которые проходили в районе. А Марии Николаевне присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
 
В журналистской практике мне довелось много писать о ветеранах, героях Великой Отечественной войны, встречаться с участниками сражений с немецко-фашистскими захватчиками. Вот на этой стезе и пересеклись наши пути - дорожки с  Л.М. Трениным, которому пришлось в годы военного лихолетья  защищать северные границы нашего государства от врага, за что имел боевые награды.  Так вот, уже после войны Лев Михайлович вплотную занялся увековечением памяти воинов, погибших на территории нашего региона. А здесь уже счет шел не на десятки, а на тысячи солдат и офицеров, которые полегли на полях сражений за освобождение нашей Родины. Конечно, большинство из них похоронены в братских могилах, их имена высечены на мемориальных плитах обелисков и памятников, которые установлены почти в каждом населенном пункте. К сожалению, много еще осталось безымянных могил, поиском их на протяжении не одного десятка лет и занимался Л.М. Тренин.
По профессии геодезист, по должности землеустроитель (землемер), кому как не ему были известны все поля, луга, леса и перелески на территории района. А ведь и они за годы оккупации покрылись противотанковыми рвами, траншеями, окопами, шрамы от которых можно встретить и сейчас. Кроме того, на местах былых боев осталось и много захоронений  без всяких обозначений и пометок. Поэтому Льву Михайловичу пришлось немало поработать с архивными документами, военными картами оборонительных и наступательных операций Советской Армии, трофейными документами Вермахта. А сколько было проведено незабываемых встреч с непосредственными участниками сражений, с выездом на места событий, которые своими воспоминаниями и чудом сохранившимися документами и фотографиями пополнили картотеку Л.М. Тренина.
Еще долго можно перечислять заслуги этого человека по увековечению памяти погибших воинов. Но и сегодня без преувеличения надо отметить, что благодаря грамотному  составлению схем, топографических карт с особыми пометками поисковым отрядам удалось установить десятки, если не сотни захоронений в нашем районе. И впоследствии погибшие воины обрели вечный покой  уже в братских могилах и воинских захоронениях, где их память свято чтят благодарные потомки. Мне свежи в памяти слова бывшего работника райвоенкомата А. Лесива: «Не будь документов и записей Льва Михайловича, было бы сложно издать книгу «Память» о Спас-Деменском районе, участниках и сражениях Великой Отечественной войны».
 
Не могу обойти стороной и Павла Степановича Никитина. Ведь далеко не каждому человеку дано обладать такой любовью и заботой о родном крае. Досконально изучить флору и фауну, поделиться своими впечатлениями и наблюдениями с теми, кому придется жить и хранить то богатство, которым наделила нас матушка природа. В своей небольшой книге по объему, но емкой по содержанию Павел Степанович наиболее полно охарактеризовал связь человека с природой,  этому  соответствует и  название книги: «В островах охотник». В  сборник рассказов жителя деревни Липовость П. Никитина включены повествования о людях и их традициях, характерах и самобытности одного из прекрасных уголков Калужского края.
Босоногое детство Павла Степановича выпало на трудные военные и послевоенные годы. Подростком пошел работать в колхоз, а затем уже после службы в армии был строителем железнодорожных мостов. И даже в дни напряженной работы он каждую свободную минуту стремился уделить родной природе, побыть наедине  с ней. Видимо поэтому пишет в предисловии: «Чтобы быть настоящим охотником, нужно страстно  любить живую и неживую природу и знать всю пользу, приносимую ею для жизни человека, повсеместно и всемерно  сохранять ее, быть настоящим хозяином. Ходишь ты по полям и лугам, не топчи без цели полевые цветы, постарайся обойти сочную зеленую былинку, тянущуюся к солнцу. Зашел ты в лес, обойди стороной кипучую жизнь трудолюбивого муравейника, не заламывай без нужды ветки, не заноси свой топор на растущее дерево.
Вот такой лейтмотив присущ всем рассказам и зарисовкам, вышедшим из-под пера П. Никитина. Я не побоюсь их сравнить по своей глубине и содержанию с творчеством русского  писателя М. Пришвина, настоящего натуралиста, знатока болот и лесов, великолепного наблюдателя живой жизни природы. Даже маленькие рассказы его близки и понятны не только взрослым, но и детям. Поэтому думается, что творчеству местного писателя Павла Степановича Никитина нашлось бы место в школьных программах для наших детей. 
К сожалению, в этой небольшой заметке сложно, а вернее невозможно рассказать и даже упомянуть о всех людях, достойных носить звание «Почетный гражданин города Спас-Деменск», но это широкое поле деятельности для местных журналистов, историков и просто людей, всей душой и сердцем преданных своей малой родине. А мне остается только сказать: «Низкий поклон вам, спасдеменцы, меня приютившие, и вечная память людям, ушедшим от нас в мир иной».
 А. Ушев, 
городской поселок Корма.