В преддверии большого и значимого юбилея нашей школы всяко-разное думается, но главное, хочется приехать и сказать: «Здравствуй, школа! Мы все твои выпускники разных лет со своими воспоминаниями, переживаниями, трудностями помним о тебе и радуемся каждой встрече с тобой, твоими успехами и удачами. Знаем, что школьный вальс опять зазвучит и для нас».

1


Кажется, совсем недавно, пять лет назад, был юбилей школы, который оставил прекрасные воспоминания о проведенном празднике. Спасибо за это администрации района, всем работникам и ученика школы во главе с Ольгой Викторовной Ряковой.
Я помню радость встречи, улыбки, счастливые глаза и лица, приветственные речи. Это оставило незабываемый след в душе, ведь многих я не видела 50 лет. Волнение переполняло, но и радовало тем, что дало возможность окунуться в те далекие года и воскресить в памяти общие события, трогательные и смешные истории нашей школьной жизни. А они были и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. На уроке производственного обучения во время вождения трактора я чуть не снесла школьный забор, наша учительница по основам производства Лидия Петровна Короткова испугалась, но не ругала и даже на сельскохозяйственной практике в д. Болва доверила мне вместе с одноклассницей Наташей Будановой (теперь живет в Рязани) водить комбайн. Мы проехали по полю несколько метров, и ничего не случилось плохого.
Работа на пришкольном участке хорошо запомнилась, но особого энтузиазма не вызывала, а с возрастом все изменилось. Приусадебный участок теперь доставляет радость.
А какие замечательные были туристические слеты и походы с Лилией Тимофеевной, которая много времени уделяла таким внеклассным мероприятиям.

2
Картины пионерского и комсомольского прошлого у каждого из нас в памяти свои, индивидуальные, но я попробую связать настоящее и будущее.

Для сегодняшней молодежи фраза - воспоминание «я была пионером» звучит примерно так же, как «во время Великой смуты я примкнул к Вещему Олегу». А ведь то, что мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами, привило, хорошие человеческие качества, дружбу, взаимовыручку, чувство ответственности, сплоченности, умение работать вместе, сострадать, радоваться победам и огорчаться неудачам, стремиться к поставленной цели, уважать атрибутику - знамя, горн, барабан, галстук. Не оттуда ли у нашего поколения корни идут, ведь сегодня в городах и поселках разработана своя символика. Например, в Спас-Деменске проделана большая работа по утверждению своего герба и флага, которые внесены в Государственный регистр.
Особое слово о пионерском галстуке. Он был символом принадлежности к пионерской организации, частицей ее знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров.
Галстук был обязательным элементом одежды школьника-пионера, и если ученик пришел в школу без галстука, следовал строгий выговор учителя. Помню, галстуки были из окрашенного в алый цвет ацетатного шелка, а также из вискозы. Были трудности с глажением, надо было сначала намочить галстук, ведь утюгов, как сейчас с пароувлажнением, тогда не было, и аккуратно гладить. Был и пионерский значок, но его можно было носить не каждый день.
Воспитывали чувство долга и ответственности дежурства классов по школе, они проходили по графику, и тогда ученики дежурного класса носили красную повязку, что дисциплинировало.
Вступая в третьих и четвертых классах в пионеры, учили наизусть пионерскую клятву.
Все эти зачатки пионерского и комсомольского прошлого впитало наше поколение, которое потом добросовестно работало в разных отраслях экономики, поднимая целину, строя Байконур, ГЭС, новые города, заводы, фабрики, дороги, развивая военно-промышленный комплекс, участвуя в управлении как страной, так и малыми городами и селами.
Нынешние выпускники 2018 года, конечно, совсем другие, чем мы в 1966 году, но нас с ними, смею предположить, объединяет главное - присущие молодежи решительность, вера в будущее, предчувствие открывающихся за горизонтом перспектив мирной жизни. Но у нынешних задачи другие: по преодолению кризиса в экономике, политике, различных санкций, развивать не только экономический суверенитет, но теперь уже и цифровой, создавать свои Интернет-ресурсы, свою собственную экосистему, ведь сегодня в школах активно внедряется эта технология. Надеюсь, что молодежь владеет «умениями XXI века», практически мыслит, контролирует собственные эмоции, умеет работать в команде и совместно решать проблемы. Все эти качества появляются у школьников благодаря учителям. Хотя школа сегодня сильно изменилась - другие условия, ученики, требования к учебному процессу, но, как мне сказали, среди спас-деменских выпускников есть приверженцы профессии учителя. Похвально.

Наша школа начала свою жизнь во времена правления Александра II, ставшего в XIX столетии последним Романовым, который по меньшей мере пытался в последнюю минуту повернуть развитие страны и самодержавия на путь, дающий надежду на будущее.
Его учителем был знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский, который воспитал Александра II прогрессивно мыслящим, способным к состраданию, великодушным человеком, знавшим проблемы народа, картину русской деревенской жизни, так как совершал большие не парадные поездки по России, читал «Записки охотника» И. С. Тургенева, где описана настоящая жизнь крестьян. И это дало возможность проводить реформы, например, земскую, судебную, отменить крепостное право в 1861 году, строить больницы, школы, разработать конституцию и т. д.
Вот и наша школа в г. Спас-Деменске берет свое начало в это непростое время. Мы можем только представить в своем воображении начальный ее путь как церковно-приходской школы, но сегодня точно можем сказать, что она прошла большой 165-летний исторический путь с такими же большими успехами, ей есть чем и кем гордиться. Это, несомненно, заслуга той плеяды учителей, воспитателей, которая прошла этот путь со школой и вырастила знаменитых, выдающихся людей нашего города. Об этом хорошо сказано в замечательной книге «От волости Демена», которую я перечитываю постоянно. Спасибо авторам, инициаторам этого начинания, продолжение книги, думаю, последует. Это сделает уже другое поколение в будущем и расскажет о достижениях и решенных задачах своего исторического периода. На ум приходят многие параллели в жизни прошлой эпохи и сегодняшнего дня, но и мы, выпускники 60-х, сегодняшние выпускники, думаем о будущем и не обременяем нашу память мыслями о плохом. Уже издан Указ о подготовке к празднованию 75-й годовщины Победы в 2020 году, мой родной Спас-Деменск уже подошел к этой дате. В мире неспокойно, да и поколение войны уходит потихоньку, но мы живем в настоящем и смотрим в будущее с оптимизмом. Рождаются дети, внуки, правнуки, это вселяет надежду на продолжение истории, чтобы жизнь у них была еще лучше, чем у предыдущих поколений, хотя, как знать, каждое поколение всегда по-своему счастливо или считает себя счастливым.
Мне вспомнилось, что у нашего министра С. К. Шойгу новый пресс-секретарь с очень редким именем Россияна, а у меня аналогия - переименовать бы города или страны, дав им женские имена, чтоб никто не посмел напасть на этот город или страну.
Вот такие получились разноцветные зарисовки.
В первом классе учили писать, складывать и вычитать цифры, а я попробую слова: ум + доброта = мудрость, ум - доброта = хитрость. Может, нам надо быть хитрее? Приглашаю к разговору. С юбилеем, школа №1!
В. Семененко (Лизунова),
выпускница 1966 года.