Мы шли по усыпанной желтыми листьями аллее в Полотняном Заводе. Глядя на окружающие деревья, среди молодой поросли которых встречались вековые сосны и кряжистые великаны-дубы, невольно вырвалось: «У Лукоморья дуб зеленый…». Тут же слова были подхвачены другими: «…Златая цепь на дубе том…». И дальше, дальше. Казалось бы, читанные давно пушкинские стихи свободно всплывали из памяти. Среди нас были представители, если судить по возрасту, трех поколений, но и взрослые, и дети с удовольствием вспоминали строку за строкой из знаменитой поэмы «Руслан и Людмила».
Пожалуй, лучшего свидетельства любви к великому русскому поэту быть не может. Его знают с детских лет, перечитывают люди с жизненным опытом. Он и сегодня, в век компьютеров, Поттеров и Лунтиков остается востребованным. Его вековое величие не скрыто за пеленой сиюминутных пристрастий.
С началом нового учебного года продолжился наш творческий проект, посвященный Году литературы. Мы вместе с учениками городской школы №2 снова двинулись в путь по местам, связанным с литературным наследием нашего края. В своих путешествиях никак не могли обойти Полотняный Завод – одно из самых известных пушкинских мест, родовое гнездо его любимой Натали, его Мадонны. В этой поездке во всем ощущалась связь времен. Погрузиться в атмосферу дома Гончаровых, пройтись по дорожкам неповторимой усадьбы, посмотреть в воды речки Суходрев – и представить, что все это видел Пушкин. Быть так же, как он, потрясенными великолепным убранством комнат, изящной мебелью, прекрасными картинами.
Здесь и сегодня, как почти двести лет назад, высятся Спасские ворота, слева семейная церковь, справа корпуса бумажной фабрики, а на переднем плане – огромный белый дом-дворец. Кажется, вот сейчас из парадных дверей выйдет первая красавица Москвы и Петербурга Наталья Николаевна, чтобы встретить своего Пушкина. Именно так произошло в его первый приезд в Полотняный Завод, о чем потом поэт с восторгом вспоминал. После этой встречи и родились бессмертные строки, посвященные невесте: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец!».
Школьники, с которыми мы весной начинали наш проект, стали старше. Они уже по-другому, более серьезно, восприняли путешествие в места, связанные с жизнью Пушкина, его творческими работами. В учебную программу седьмого класса из пушкинских произведений входят «Борис Годунов», «Полтава» и др. В 8-м классе изучают «Капитанскую дочку». Знакомы с творчеством поэта и пятиклассники, впервые присоединившиеся к числу экскурсантов во время поездки в Полотняный Завод. В 5 классе на изучение произведений Пушкина отведено шесть учебных часов, что довольно много и позволяет рассмотреть целый ряд книг.
- Конечно, мои ученики еще маловаты, чтобы с ними рассматривать Пушкина как основоположника русского литературного языка, говорить о серьезных вещах, - заметила клас-сный руководитель пятого класса учитель литературы Е. А. Бесова. – Но его сказки и стихи они учат с удовольствием.
Во время поездки у детей появилась возможность лучше понять быт и обычаи того времени, почувствовать прелесть осенней природы в пору, которую любил поэт. А еще ребятам полезно было услышать, что кроме таланта Пушкин отличался удивительной работо-способностью и трудолюбием. К десяти годам он смог прочитать всю огромную библиотеку отца, изучить несколько иностранных языков. И будучи взрослым, работая над произведениями, много читал. Во время посещения Полотняного Завода, готовя к изданию книгу о Пугачевском бунте и «Историю Петра», отобрал в гончаровской библиотеке 69 книг и 23 рукописи, о чем записано в специальном «реестре».
В ходе экскурсии школьники узнали об истории усадьбы Гончаровых, местных фабрик, о бывавших здесь известных личностях, в том числе Екатерине II, Михаиле Кутузове, о том, что приезжали сюда Жуковский, Гоголь и многие другие поэты и писатели по проторенной Пушкиным тропе. При осмотре дома: кабинета, столовой, китайской диванной, голубой и мраморной комнат, розовой гостиной, бежевого зала, ребят заинтересовали подлинные вещи того времени. Как зачарованные они рассматривали «стол-сороконожку», «столик-бобик», столовый сервиз, светильники, слушали пение канареек, которые и сегодня, как во времена Пушкина, живут в доме Гончаровых.
Из рассказа экскурсовода школьники узнали, что Пушкин приезжал в Полотняный Завод дважды: первый раз – для знакомства с семьей невесты, второй – жил здесь две недели с женой и детьми летом 1834 года. Он мечтал уйти в отставку с государевой службы и поселиться в этой прекрасной усадьбе навсегда: «Кабы Заводы были мои, меня бы в Петербург и московским калачом не заманили бы. Жил бы себе барином!», - писал он в письме к жене. Пушкин исходил все окрестности пешком и объездил верхом, по утрам катался на лодке по таинственной речушке Суходрев, сбегал в полюбившуюся ему беседку, где подолгу работал. Здесь, в Полотняном Заводе, среди покоя и тишины поэт был как нигде и никогда в своей жизни счастлив.
По старинному парку и мы вместе со школьниками прошли к ажурной беседке, стоящей над водами реки. Встретились здесь с Пушкиным. Сидя на скамейке, Александр Сергеевич задумчиво смотрит вдаль. О чем его мысли? Кто знает, возможно, он сочиняет новые стихи, которым так и не довелось увидеть свет из-за рокового выстрела, оборвавшего короткую жизнь гения.
Для школьников, впервые побывавших в Полотняном Заводе, здесь все было удивительным, даже собранные в парке букеты кленовых листьев казались необычными, сказочными. А как иначе? Ведь среди этих деревьев гулял сам Пушкин.
История усадьбы Гончаровых богата разными событиями, связанными с экономическими, военными, культурными страницами жизни России. Здесь была открыта бесплатная народная библиотека-читальня, действовал народный театр, в драмкружке при котором занимались рабочие и служащие бумажной фабрики. В спектаклях участвовали и владельцы усадьбы. Отсюда начался творческий путь будущей знаменитой актрисы Ольги Книппер-Чеховой. Об этом и многом другом свидетельствуют сохранившиеся вещи, костюмы, портреты.
Но не зря писатель В. Волков сказал: «Так случилось, что уже никогда, ни в прошлом, ни в будущем не представить без Пушкина не только самого Полотняного Завода, но и его широких окрестностей…». Именно благодаря тому, что здесь бывал знаменитый поэт, усадьба Гончаровых получила новую жизнь. Практически полностью уничтоженная пожаром в октябре 1941 года, она была восстановлена к двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина. 4 июня 1999 года был открыт историко-архитектурный и природный музей-усадьба. Как самые ценные реликвии в экспозиции демонстрируются письма Пушкина, том журнала «Современник», к которому прикасались руки поэта, прижизненное издание его стихов, восьмигранный столик из карельской березы, служивший ему рабочим местом. Начиная с 1979 года, в Полотняном Заводе ежегодно в июне проводится традиционный пушкинский праздник поэзии. Музей действует постоянно, давая посетителям столько «открытий чудных», что, побывав здесь, невозможно затем не открыть томик стихов Пушкина или его рассказов и не перечитать их заново.
… В своем знаменитом стихотворении Пушкин написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…». Его пророчество сбылось. В России не найдется человека, которому не известно имя великого поэта. Но недавно в интернете на глаза попался соцопрос, в котором проводилось голосование об исключении из школьной программы произведений Толстого, Достоевского и других писателей. В числе первых в списке и Пушкин. Мотивируют это тем, что, мол, язык Пушкина непонятен сегодняшним молодым людям. А может быть, они просто его не читали? В детстве – не читали сказок и стихов, став чуть постарше – его лирики, тем самым не подготовив себя к изучению серьезных произведений. И, скорее всего, отрицающие творчество поэта не бывали в таких местах, как Полотняный Завод, где все пронизано духом Пушкина. Надеемся, что школьники, участвующие в нашем проекте, думают иначе, что для них теперь поэт стал ближе и родней, а его книги понятней.
Антонина БЕСОВА.