Школьники уже втянулись в учебу и готовятся поздравить своих преподавателей с их профессиональным праздником. Много благодарных слов в свой адрес услышит учитель истории школы №1 Наталья Ивановна Паршова. Она их заслужила, так как любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Это стало смыслом ее педагогической профессии, а в ней она уже 21 год.
- Мы познакомились с ней в Стайковской основной школе. Начинающий учитель увлеченно рассказывала о своем предмете, показывала кабинет истории, красиво оформленные стенды, краеведческий уголок.
- Из Натальи Ивановны Паршовой выйдет настоящий учитель, - написала я тогда в своем материале и, как видим, не ошиблась.
Постепенно к педагогу пришли уверенность в своих знаниях, которые она постоянно пополняет, опыт, мастерство. Сегодня Н. И. Паршова настоящий наставник, открывшая формулу успеха для себя и своих учеников. Она интересная, творческая, яркая личность, потомственный учитель в третьем поколении. Ее дедушка, мама, сестра тоже трудились в этой профессии. Про таких, как Наталья Ивановна, говорят: профессионал, учитель от Бога.
- Я сама увлечена историей и стараюсь увлечь детей, - поделилась педагог. – Стараюсь научить ребят больше размышлять, а не только заучивать даты. Дополнительно занимаюсь с ними по субботам, во внеурочное время, на элективных и факультативных курсах. Люблю кружковую работу для любознательных. Те ребята, которые хотят больше узнать об истории, с интересом посещают занятия. У меня большая домашняя библиотека, много справочников, исторических пособий, все это помогает в работе. История – такой предмет, что можно «утонуть» в информации. Чтобы ученикам было легче со всем справиться, стараюсь систематизировать материал. Расширяю свой кругозор, провожу научно-исследовательскую работу. Две мои публикации напечатаны в федеральных журналах. Сейчас издаются хорошие иллюстрированные учебники по истории, с автором учебника для 8 и 9 классов А. А. Даниловым недавно встречалась на курсах в Калуге.
Об учителе судят по успехам ее учеников. Ученики Паршовой не только активно участвуют в олимпиадах, но и побеждают, успешно сдают экзамены. Так, выпускница школы Катя Афанасьева набрала 93 балла по общество-знанию, сейчас учится в Санкт-Петербургской правовой академии. Настя Афонасьева стала призером областной олимпиады по правоведению. Десятиклассница Катя Арефьева выбрала историю профильным предметом и будет сдавать по нему ЕГЭ. Учителя радуют успехи девятиклассника Саши Кляченкова, восьмиклассницы Лины Овчинниковой, шестиклассницы Даши Апанасевич, подготовившей серьезный проект «Мое жизненное кредо». Говорят: учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться. Две бывших ученицы Н. И. Паршовой Татьяна Синельщикова и Анна Рожкова в настоящее время студентки исторического факультета Калужского государственного университета, мечтают связать свою жизнь с профессией учителя, как их наставница.
Высококвалифицированный педагог выпустила два класса, где она была классным руководителем, сейчас у нее 6 «А». Я присутствовала на мероприятиях, которые готовила Наталья Ивановна вместе с ребятами. Они произвели впечатление: интересные, творческие, познавательные. Школьники участвовали в них с удовольствием, искренне высказывали свои суждения, мнения.
Рассказ о Н. И. Паршовой был бы неполным, если не коснуться школьного историко-краеведческого музея, заведующей которого она является. В музее находится богатый архив спас-деменского краеведа Т. Ф. Силаева, продолжателем его дела долгие годы была С. П. Коноплева. Мудрая наставница передала музей в надежные руки. Вместе с ребятами Н. И. Паршова создала фильм о музее, в нем находится вся история района: краеведческие экспонаты, материалы о ветеранах войны, тружениках тыла, орденоносцах, совершивших подвиг не только в военное, но и в мирное время. Наталья Ивановна не только собрала богатый материал о героях современных войн – Афганской и Чеченской, но и не забывает с ребятами возложить цветы к их памятникам в сквере Героев.
- История держится не на правителях, а на таких простых людях, - считает учитель.
Н. И. Паршова бережно хранит память о земляках и передает ее ученикам, как и знания, умения, любовь к предмету, стараясь сформировать у них историческое сознание и мышление, дать гражданско-нравственное воспитание. Как видим, ее усилия не проходят бесследно.
Марина Данильченкова.