1dfd7e097fc5adf9e5323929adae40af
День защиты прав потребителей ежегодно проводится под определенным девизом,
в 2022 году его лозунг  «Справедливые  цифровые  финансовые  услуги»
Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы, мобильный банк, интернет-банк, электронные деньги - все эти новые и удобные финансовые инструменты сегодня не только обеспечивают комфортную пользовательскую среду, но и создают новые риски, которые нужно учитывать.  Виртуальный мир в последние годы все чаще становится площадкой, где аферисты и мошенники обманывают доверчивых граждан.
Чаще всего жертвами обмана граждане становятся при попытке оплатить товары или услуги на поддельных сайтах. Другим распространенным способом мошенничества являются обращения от якобы знакомого человека в мессенджерах и соцсетях с просьбой одолжить деньги. Чтобы стать жертвой мошенников, не обязательно даже иметь деньги: иногда недобросовестные граждане с помощью различных манипуляций вынуждают людей брать кредиты и оставляют их в глубоком минусе. Перечислить все виды мошенничества в интернете - почти невыполнимая задача: преступники регулярно придумывают новые и новые способы обмана.
Сегодня один из самых популярных способов мошенничества - это звонок от имени сотрудника банка. Для большей достоверности мошенники часто используют программы подмены номеров и звонят как будто с номера банка - так возрастает вероятность того, что будущая жертва поверит в обман. Дальнейшая часть сюжета может развиться по нескольким вариантам: одни киберпреступники стараются узнать данные карты, включая трехзначный код, чтобы совершать по ней покупки, другие стремятся сменить привязанный к карте номер телефона и завладеть кабинетом онлайн-банка своей жертвы, третьи уверяют собеседника, что он в ближайшее время лишится всех своих денег, если не переведет их на «безопасный счет». Это лишь примеры, в реальности события развиваются стремительно, мошенники действуют изощреннее, но цель у них одна - узнать нужные данные вашей карты.
Некоторые считают, что жертвами мошенников становятся только пожилые люди, которым зачастую сложнее ориентироваться в информационном пространстве. В действительности это не так. Как поясняют сотрудники правоохранительных органов, на удочку криминальных элементов может попасть абсолютно каждый: и пенсионер, и студент, и гражданин средних лет. Осознание обмана, к сожалению, приходит только тогда, когда деньги со счета уже списаны.
 
Ситуации, которые  должны насторожить:
 Вам звонят с сообщением, что ваш родственник или знакомый попал в аварию, за решетку, в больницу, и теперь за него нужно внести залог, штраф, взятку - в общем, откупиться. 
Это  мошенники.
 
 На телефон поступают звонки или сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги, чтобы помочь детям или получить якобы выигранный приз.
Это обман.
  
Вам сообщают о крупном денежном или вещевом выигрыше по SMS и предлагают отправить сообщение или позвонить по указанному номеру для получения приза. Не делайте этого, 
это, как правило, мошенничество.
  
Незнакомец представляется социальным работником и сообщает о надбавке к пенсии, перерасчете квартплаты, премии ветеранам, срочном обмене денег на дому якобы «только для пенсионеров». Каким бы любезным или участливым не был, 
этот человек - мошенник.
 
 Будьте бдительны, спокойны и не бойтесь запугиваний и угроз. Обязательно свяжитесь с родственниками и никогда не сообщайте данные банковских карт посторонним лицам.
Уважаемые спасдеменцы, лишь ваша бдительность и соблюдение простых правил помогут вам обезопасить себя и свои сбережения:
При покупке или продаже любого товара или услуги никому не называйте конфиденциальные данные своей банковской карты: не сообщайте PIN-код и цифры с обратной стороны карты, а также срок ее действия и персональные данные владельца. Для зачисления средств на ваш счет достаточно лишь 16-значного номера, указанного на лицевой стороне карты.
Не выполняйте указаний незнакомых лиц при действиях с банковской картой.
Проведите разъяснительную беседу с пожилыми родственниками, доступно объясните им, что нельзя рассказывать о себе конфиденциальную информацию посторонним и неизвестным людям. Убедите их всегда советоваться с вами, прежде чем предоставить какие-либо сведения о себе.
Л. ЯНЧЕНКО,
 главный специалист отдела экономического развития и архитектуры администрации МР 
«Спас-Деменский район».