Защитить правду о победе над фашизмом -
наш долг и ответственность перед будущим поколением
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В современном обществе, мире информационных технологий, легко исказить и преуменьшить роль советского народа в Великой Победе, легко переписать историю, заслуги наших предков. Наша задача - не допустить этого.
Малая родина
Село Старинки было одно из красивейших в нашем крае. Оно раскинулось на пригорке и утопало в зелени, это потом оно стало деревней. Внизу протекала река, вдоль берега росли раскидистые ракиты. В селе стояла большая деревянная церковь, срубленная без единого гвоздя мастерами-плотниками из деревни Наумово. Мастерство наумовских плотников славилось на весь Мосальский уезд и даже на Смоленщине. Уже весной их приходили «сватать», то есть звать на работу. Время постройки храма во имя святителя Николая Чудотворца не установлено. По некоторым данным он построен в начале ХХ века на средства местного помещика Жарова. Приходские селения - Старинки, Чебуши, Шелохи. Время закрытия храма не известно. По метрическим книгам в нем служили священники Иоанн Смирнов и Петр Баталин.
До войны в Старинках было 52 дома, клуб, школа, мехцех, фермы. Крестьяне выращивали хлеб, трудились в растениеводстве и животноводстве. Жили не богато, но весело. Война нарушила мирный труд людей. Все мужчины призывного возраста ушли на фронт. На селе остались одни старики, дети и женщины.
Судьбе наперекор
В 1943 году фашисты собрали молодежь, чтобы угнать в Германию. В ее числе был пятнадцатилетний Павел Данильченков.
В архивном фонде «Мобилизационного отдела» в регистрационном журнале репатриированных граждан значится Данильченков Павел Тихонович, 1928 года рождения. Место рождения и проживания: д. Старинки Наумовского сельсовета. Угнан зимой 1943 года в Норвегию. Трудился рабочим от лагерей на разных работах. Вернулся 27 июля 1945 года.
Из документов видно, что почти 102 тысячи советских граждан и военнослужащих были угнаны на принудительные работы в нацистские концентрационные лагеря в Норвегию. Из них около 13 тыс. 700 человек погибли от голода, болезней или истощения. Многие были казнены за попытки к бегству или за какие-то незначительные проступки. Целую зиму люди умирали день за днем. Сил оказывать помощь друг другу не было, ослабленные заключенные лежали на полках бараков в ожидании смерти.
Павлу Данильченкову и некоторым его товарищам повезло. Они вернулись на родину живыми, хотя потеряли в лагере здоровье. Павел Тихонович неохотно вспоминал работу на немцев. Два года вместе с другими подростками он переживал лихолетье: голод, холод, тяжелый труд. Силы были подорваны, часто болел. Ушел из жизни в 63 года. Двое его правнуков названы в честь деда.
О его малой родине - деревне Старинки сегодня напоминают одинокие избы со старыми яблонями и кустами шиповника. Река обмелела, остался один ручеек.
Страшная цена фашистской неволи
Фашисты превратили Спас-Деменск в пересыльный пункт. Сюда сгоняли людей не только из нашего района, но и из соседних - Всходского, Ельнинского и других. Потом их отправляли в Германию. В архиве есть список деревень, население которых было угнано. И если в других районах их было около десяти, то в Спас-Деменском - восемьдесят две, а также жители города.
Зимой 1942 года стояли сильные морозы. По заснеженным дорогам фашисты угоняли в неволю мирных жителей. Ослабевших они били прикладами и палками. В этой колонне шла и семья Панасовых из деревни Старинки: мать и ее пятеро детей. Старших дочерей Нину, Галю и Настю немцы отправили в Германию в числе 400 человек местной молодежи. Они жили в немецких семьях и выполняли различную работу. А Марию Панасову (в замужестве Данильченкову) и ее брата Мишу после концлагеря вместе с матерью отправили в Белоруссию, где они жили впроголодь, ходили побираться.
Людей угоняли из родных домов пешком - этапами по несколько сот или тысяч человек по Варшавскому шоссе. Шли под конвоем. Тех, кто отставал, фашисты расстреливали. Скорбное шествие растягивалось на несколько километров. Всего таким образом из спас-деменского края угнано в фашистское рабство свыше 20 тысяч человек. Многим из них не суждено было вернуться.
Например, в архиве Спас-Деменского района имеется справка, в которой «Государственный архив документов новейшей истории Калужской области сообщает, что деревня Куприно Лазинского сельсовета была полностью сожжена немецкими оккупантами. До оккупации на территории Лазинского сельского совета проживало 1600 человек, было угнано 1529 человек».
В списке деревень, полностью уничтоженных немецкими оккупантами, по нашему району значится 61 деревня и 2281 дом. В деревне Старинки было 52 дома, сожгли все.
Рука об руку
Побывав в фашистской неволе, вернулись Павел Данильченков и Мария Панасова в родную деревню на пепелище. Мария Петровна рассказывала, что было очень голодно. Собирали по полям колоски и полусгнившую картошку, из нее пекли тертики. Жили в землянках и постепенно строили дома. Их покрывали осиновой щепой, но после землянок они казались хоромами. Постепенно в деревне появились клуб, баня, электричество, радио.
Несмотря на трудности, молодость брала свое. Вечерами молодежь, а ее в деревне было много, собиралась на «пятачок», пели и плясали под гармошку. Там и приглянулись друг другу Павел Данильченков и Мария Панасова. Фотографии тех лет свидетельствуют, какие они были красивые! У Павла - копна густых, вьющихся волос, у Марии - коса до пояса. Сыграли скромную свадьбу, и зажили молодые счастливо своей семьей.
Через несколько лет Данильченковы переехали в Спас-Деменск, построили своими руками дом, развели большое хозяйство, разработали огород. Павел Тихонович был мастером на все руки, даже мебель мастерил сам. Всю жизнь трудился на железной дороге, Мария Петровна - в автотранспортном предприятии. Оба имели звание «Ветеран труда». До последних дней у супругов на подворье были две коровы, поросята, овцы, куры. Излишки продуктов продавали соседям, знакомым. Их уважали за открытый нрав, доброту, огромное трудолюбие. Супруги воспитали троих сыновей, радовались внукам, всегда мечтали о девочке. На самом закате жизни, которую второй раз прожить не суждено, у них родилась долгожданная внучка.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото из семейного архива.
Редакция благодарит Светлану Викторовну Дятлову за предоставленные архивные документы.