Вне зависимости от профессии, пола и возраста все мы с вами являемся ежедневными потребителями товаров и услуг. Начиная с малого возраста человек должен обладать необходимыми знаниями, чтобы стать грамотным покупателем, клиентом сферы услуг. Знание законодательства и умение ориентироваться в потребительских вопросах позволят предотвратить возможное нарушение наших прав.

С какими проблемами сегодня сталкивается современный потребитель и как с минимальными затратами сил можно бороться за свои потребительские права? На эти и другие вопросы ответила главный специалист отдела экономического развития администрации МР "Спас-Деменский район" Любовь Янченко, курирующая вопросы защиты прав потребителей.

- Любовь Григорьевна, по сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций ежегодно определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Какова она в нынешнем году?
- В текущем году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей". В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей жизни, проникнув в большинство сфер жизнедеятельности человека: это и промышленность, и медицина, и развлечения, и многое другое. Однако его бесконтрольное применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, например, распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. И основным ставится вопрос: "На сколько потребители могут доверять искусственному интеллекту?". Поскольку его основная задача - давать естественные, а не достоверные советы, он может не отличить правду от неправды и выдать вымышленные факты за действительность, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы. К сожалению, в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта. Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня защиты потребителей, как раз и будут направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
- Многие покупки сегодня мы делаем через интернет, но ведь от обмана и здесь никто не застрахован?
- Действительно, интернет-магазины в последнее время стали довольно популярными. Однако найти интернет-магазин и выбрать товар - это лишь половина дела. Необходимо ознакомиться с отзывами о магазине, репутацией продавца, разузнать, выполняет ли он вовремя свои обязательства, привозит ли качественный товар и прочее. Добросовестный магазин никогда не будет прятать сведения о себе: наименование продавца, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и номер телефона. Обязательно должна быть информация о потребительских свойствах товара, цене, сроке годности, гарантиях. Заказывая товар через интернет, будьте бдительны. И если у вас возникли хотя бы минимальные сомнения в благонадежности продавца, не совершайте покупку, а тем более - не вносите предоплату.
- Сегодня параллельный импорт является одной из самых обсуждаемых тем в сфере антисанкционных мер. Как избежать проблем с товарами, импортированными "параллельно"?
- Параллельный импорт, предполагающий ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя, легализован в Росси с 30 марта 2022 года. Поэтому все товары, ввезенные по схеме параллельного импорта, подлежат полной защите прав потребителей. Нет никаких исключений. Это значит, если качество и характеристики товара не будут соответствовать заявленным, по закону его можно сдать, обменять или требовать устранения недостатков.
Покупатель должен помнить, что закон о защите прав потребителей всегда на его стороне, но, чтобы не доводить дело до разбирательств и неприятной процедуры возврата или обмена, стоит делать покупки у продавцов с хорошей репутацией и проверять существование товара у производителя. К сожалению, сегодня все чаще огромная скидка на какой-либо товар означает большую вероятность приобретения контрафакта, а не параллельный импорт.
- Давайте еще раз обозначим, как выглядит алгоритм действий в случае, если права потребителя все-таки были нарушены?
- В первую очередь необходимо написать претензию в торговое предприятие или предприятие, оказывающее определенную услугу. Если в течение десяти дней с момента подачи претензии ответа не поступило, мы составляем исковое заявление в суд. Чтобы такое происходило как можно реже, потребитель прежде всего должен внимательно ознакомиться с тем, что продается, кто продает и кем это изготовлено, с условиями замены и возврата товара. А также получить информацию о составе товара, порядке и правилах его эксплуатации и т. д. Не бояться задавать эти вопросы. Правовая осведомленность граждан - более действенный механизм контроля над исполнением производителем взятых на себя обязательств. Если подавляющая часть общества будет знать свои права и не бояться их отстаивать, у производителя просто не останется выбора, кроме как поставлять на рынок товар заявленного качества.
- Что бы вы посоветовали нашим читателям, чтобы избежать обмана со стороны недобросовестных продавцов.
- Часто продавцы, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают на то, что он не будет отстаивать до конца свои права, и это в числе прочего служит причиной отказа выполнить законные требования потребителя в добровольном порядке. Поэтому иногда бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.