В этом году Всемирный день защиты прав потребителя посвящен теме интернет-покупок. Ее важность определена тем, что на такого рода отношения с торговыми предприятиями перешли многие покупатели. Значит, их необходимо регулировать законодательно, так как не всегда интернет-покупки завершаются удачно. Поэтому девиз Всемирного дня защиты потребителей в 2017 году – «Потребительские права в цифровую эпоху».

Интересно, а как обстоят дела с этим вопросом в нашем районе? Об этом мы спросили начальника отделения почтовой связи Спас-Деменск С. Н. Стефанкову:
- Спасдеменцы активно участвуют в дистанционных покупках. Об этом мы можем судить по простым и заказным посылкам, которые приходят к нам на почту из разных уголков страны и даже из-за рубежа, - пояснила Светлана Николаевна. – Много посылок приходит из Твери по каталогу Почта Сервис, присылают кустарники из Челябинска и семенной материал из других уголков России. Интернет-торговля идет особенно бойко с Китаем, Швейцарией, Финляндией и другими странами.
- Приходилось ли вам покупать товар в интернет-магазинах и как это делать грамотно?
Этот вопрос мы адресовали главному специалисту отдела экономического развития администрации МР «Спас-Деменский район» Л. Г. Янченко, курирующей вопросы защиты прав потребителей.
- Моя знакомая занимается такими покупками, через нее я заказывала некоторые товары и осталась довольна, - ответила Любовь Григорьевна и продолжила:
- Прежде всего внимательно выбирайте магазин, лучше, если он будет специализированным. Ознакомившись с товаром, который собираетесь приобретать, уточните условия и стоимость его доставки. Проверьте, нет ли признаков того, что магазин исчезнет в Интернете до того, как доставят заказ. Обратите особое внимание, есть ли на сайте фактический адрес магазина.
Специального законодательства, регулирующего работу интернет-магазинов, не существует, но есть общие правила. Ознакомьтесь с условиями доставки товара и правилами его возврата. Особенно внимательно отнеситесь к покупке в зарубежном интернет-магазине.
При доставке товар следует осмотреть и проверить, все ли с ним в порядке. Если это обувь или одежда, убедиться, что она вам подходит по размеру. А если доставленный товар вас не устроил по каким-то причинам, его можно вернуть продавцу. Это закреплено Законом РФ «О защите прав потребителей». В статье 26.1 сказано, вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней.
- Любовь Григорьевна, поступали ли к вам жалобы на неправильные действия интернет-магазинов?
- Были две жалобы, когда товар не соответствовал заявленному. После грамотно составленной претензии деньги потребителям вернули.
Вещи ненадлежащего качества возвращают по общим правилам. Это значит, что к дистанционной торговле применяются общие положения о возврате товара, предусмотренные 18-й статьей Закона «О защите прав потребителей». Потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре вправе потребовать замены на товар этой же марки или модели, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.
Советую пользоваться проверенными магазинами, это удобно. Однако вас должно насторожить: отсутствие фактического адреса и телефона, по которым можно связаться с представителями магазина; если электронные почтовые ящики магазинов зарегистрированы на бесплатных почтовых серверах; низкая посещаемость сайта; цена в несколько раз ниже, чем в реальном магазине; полная предоплата товара; требование предоставить излишнюю информацию, например, назвать номер банковской карты.
- Спасибо за подробные разъяснения.
Подготовила
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.