Завершен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Ответственное дело - брать интервью у тезки. И разговор важный: об итогах школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Итак, на вопросы журналиста газеты «Новая жизнь» отвечает методист отдела образования администрации МР «Спас-Деменский район», муниципальный координатор Всероссийской олимпиады школьников по Спас-Деменскому району Галина Герасимова.

- Галина Андреевна, как прошел первый школьный этап олимпиады? Насколько активны были наши юные земляки?

- Самый первый - школьный этап Всероссийской олимпиады проходил с 27 сентября по 30 октября. Наш район участвовал в олимпиаде по 18 предметам (всего 24 предмета, по которым проходит олимпиада), каждая образовательная организация проводила его на своем уровне. Однако с учетом того, что, к примеру, в Любунской школе обучаются только начальные классы, данное учреждение образования участвовало в олимпиадах, которые подходят для детей вышеуказанного уровня. То есть по русскому языку и математике.

- По каким критериям определялась возможность участия в следующем, муниципальном этапе?
- Ребята, набравшие на школьном этапе более 40 % баллов из максимально возможных, автоматически проходят на муниципальный этап. Участие в следующем этапе олимпиады происходит по желанию ребенка. Если не захотел, заканчивает на уровне школьной ступени.
14 ноября, как и по всей Калужской области, у нас начался муниципальный этап, который продолжался до 18 декабря. В нем принял участие 301 обучающийся из 4 (участие с 7 класса) школ района. Некоторые из старшеклассников показали свои знания в олимпиадах по нескольким предметам.

- Какие предметы ребята выбирали чаще всего?
- На школьном этапе могли участвовать целым классом. Например, в качестве пробы, чтобы узнать, что это такое.
На муниципальном этапе в этом году по всем олимпиадам было зарегистрировано от 20 до 30 участников. Самые многочисленные: биология-39 человек, ОБЖ-36, география-37, русский язык-31.

- О результатах муниципального этапа сегодня рано говорить?
- Нет, не рано. Результаты становятся известны в день проведения олимпиады. После того, как ребята сдают свои работы, начинает работать комиссия (члены жюри, педагоги-предметники). К этому времени у нас уже есть ответы на вопросы, которые нам присылают в момент окончания олимпиады. День заканчивается заполнением протокола по каждому классу, и мы видим, кто является победителем, а кто - призером.
Участник, набравший более 50 % баллов, зачисляется как победитель, набравший более 40%- призер. Если получается так, что участников меньше 10 человек, а у нас по классам меньше 10, где-то в среднем 7-8, то мы выделяем 1 победителя и 1 призера.
Если больше участников, количество победителей и участников увеличивается.
В этом году по Спас-Деменскому району на муниципальном этапе 45 победителей (школа №2 - 22 человека, школа №1 - 21 и Новоалександровская - 2) и 56 призеров (в школе №1 - 25, в школе №2 - 28, Новоалександровской - 2, Чипляевской -1).
Победители муниципального этапа будут награждены Почетными грамотами отдела образования, а также получат денежное вознаграждение от главы администрации муниципального района В.А. Бузанова в размере 1000 рублей за каждую победу. Призеры получат грамоты от отдела образования.

- Спас-деменские школьники проходят на региональный уровень?
- Полученные на муниципальном уровне результаты мы отправляем в Министерство образования. Переработав данные по области, определяется средний балл, который является проходным на следующий этап олимпиады - региональный, который начнется в январе. На сегодня уже известно, что наши дети прошли на такие предметы, как литература, право, русский язык. Т.е. у нас есть ребята, которые по набранным баллам могут принять участие в региональном этапе.
А следующим этапом будет Всероссийский. Пожелаем нашим школьникам успехов. У них есть все шансы на победу. К примеру, в прошлом году наши ребята показали хорошие результаты в региональном этапе. Победителем по литературе была Виктория Филатова (школа №2), а призером по литературе - Влада Сорокодумова. По технологии призером стал Михаил Минаков (школа №1). Это большие успехи на таком высоком уровне - региональном.

- Любые достижения - ступеньки вверх...
- Высокие баллы на заключительном этапе дают льготы при поступлении, дополнительные баллы или зачисление без экзаменов в профильные вузы.
Кроме того, школьникам выпускных классов педагоги рекомендуют участвовать в олимпиадах. Этот опыт очень помогает перед выпускными экзаменами. Знание процедуры заполнения необходимых документов придает уверенности. На экзамене это определенно помогает.

- Некоторые родители сетуют, что на олимпиадах очень сложные вопросы, что они выходят за рамки школьной программы.
- Это действительно так, ведь на муниципальном этапе участвуют все районы области, в том числе такие города, как Обнинск и Калуга. Там есть школы, в которых углубленно изучают физику, обществознание, другие предметы. Но олимпиада рассчитана на среднестатистического ученика. Поэтому получается, уровень вопросов выше стандартной подготовки в общеобразовательной школе.
Есть задания, которые без подготовки, без включения логики, просто зная школьную программу, решить не получится. Но, согласитесь, это ведь олимпиада, а не простой школьный экзамен.
В олимпиаде, как правило, принимают участие ребята, которые имеют хорошие оценки и тягу к знаниям, для которых чтение дополнительной литературы по любимым предметам - само собой разумеющееся. Есть и такие, которые учатся средне, но они серьезно увлечены, к примеру, историей. Они с удовольствием проверяют свои знания на олимпиаде по истории.
Олимпиада не всегда проводится по тем предметам, которые изучаются в школе. К примеру, экология. Она изучается в рамках биологии, но олимпиада по экологии проводится. Или краеведение - отдельного предмета тоже нет. Но тема изучается ребятами в рамках предмета история, багаж знаний пополняется в школьных музеях, кружках и т.д.
Как правило, у нас одни и те же дети из года в год участвуют в олимпиадах. Поток редеет за счет выпускников и тут же пополняется подрастающими активными школьниками, стремящимися к знаниям.
Есть дети, которые в классе не очень активно себя проявляют, но они интеллектуально развиты, и педагоги настоятельно рекомендуют этому ребенку попробовать силы в олимпиаде. За то, что замечают, выявляют ребят, которым нужно как-то помочь, оказывают им поддержку, нашим педагогам огромное спасибо.
- Наверное, в этом же заинтересованы и родители?
- Многое идет из семьи. Если родители поддерживают ребенка, советуют, помогают, это обязательно скажется на его развитии и дальнейших успехах. При этом самое главное в любом конкурсе - не победа, а участие.
Сегодня очень много конкурсов, в которых можно участвовать вместе с ребенком. Это будет способствовать и развитию ребенка, и укреплению семейных взаимоотношений.

- Галина Андреевна, в завершение разговора расскажите о роли педагогов в подготовке детей и проведении олимпиад.
- Огромное спасибо всем педагогам! В первую очередь за то, что дают нашим детям крепкие знания. Спасибо за мастерство, терпение и любовь к профессии. В успехах наших детей - огромный учительский труд. Спас-Деменский район не самый большой в области, а результаты у нас хорошие.
Особая благодарность всем, кто был задействован в проведении олимпиад, ведь иногда проверка работ затягивается допоздна. А на следующий день - то же самое. И так - полтора месяца напряженной работы. Я как муниципальный координатор Всероссийской олимпиады школьников очень благодарна нашим учителям за помощь и поддержку.

Всероссийская олимпиада школьников- система ежегодных предметных олимпиад, в которых могут принять участие школьники 4-11 классов.
Всероссийская олимпиада включает в себя 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный.

Галина Герасимова.