Успех поисковой работы - это установить судьбу погибшего в годы Великой Отечественной войны солдата, найти его родственников, проследить хронологию событий того времени. К сожалению, это не всегда удается сделать. Последняя поисковая экспедиция 2023 года привела поисковый отряд «Рубеж» на место падения самолета…
Всему свое время
О крылатой машине поисковикам отряда «Рубеж» в 90-х годах рассказывали старожилы близлежащих деревень, ставшие свидетелями фашистских зверств и тяжелых боев при освобождении Спас-Деменского района, которые видели, как наш самолет пикировал на землю, и смогли показать приблизительное место его падения. В то время здесь было болотце, в послевоенные годы его высушили, землю не пахали, а использовали для покоса травы. Позже на полях в летний период стали содержать крупный рогатый скот.
В поисковой среде нет места спешке, как говорят некоторые поисковики, всему свое время. Приступить к исследованию предположительного места падения самолета удалось в октябре этого года. В разведывательную экспедицию отправились двумя отрядами - «Рубеж» и «Никто не забыт». Погодные условия не радовали, на открытой местности осенний пронизывающий ветер сменялся моросящим дождем. Первый выезд дал положительный результат: вся местность, где раньше находилось болото, при исследовании металлоискателем «звенела», показывала наличие железа. Приступили к работе, на небольшой глубине были найдены металлические детали, при изучении которых установили, что они принадлежат советскому самолету ИЛ-2. Расширили зону поиска, углубившись в грунт, на глубине полутора метров обнаружили части мотора.
Началась кропотливая работа по поиску номерных деталей и установлению судьбы экипажа. На поршнях двигателя удалось прочитать номер - АМ 38Ф242018, по которому установили, что штурмовик ИЛ-2 302046 состоял на учете в 704-м штурмовом авиационном полку 232-й штурмовой авиационной дивизии.
Боевой путь
Авиация в годы Великой Отечественной войны действовала на переднем плане фронта, помогая наземным войскам. Основной силой воздушных войск становилась штурмовая авиация. Проследить боевой путь полка и входившей в него дивизии, где сражался экипаж найденного самолета, нам помогут исторические справки и журналы боевых действий.
704-й ночной бомбардировочный авиационный полк, который начал формироваться в ноябре 1941 года, имел на вооружении самолеты У-2, до марта 1942 года участвовал в боях как ночной бомбардировочный, а с 12 ноября того же года по 3 сентября 1943 года как штурмовой.
В декабре 1941 года полк поступает в распоряжение Волховского фронта, зимой и весной 1942 участвует в Любанской операции, действует в районе Новгорода, Мясного Бора. Экипажи крылатых машин ведут ночные бомбардировки противника, доставляют бойцам окруженной противником 2-й ударной армии боеприпасы, продукты и медикаменты, вывозят из окружения раненых. В марте 1942 года полк отводится на переформирование в Ижевск, где в течение лета переформировывается и переобучается на штурмовые самолеты ИЛ-2. Дальнейший боевой путь авиационного полка проходит в небе Калининского фронта, в боях под Ленинградом, где он принимает участие в операции «Искра». В феврале 1943 года штурмовые машины действуют в Красноборско-Смердынской операции.
23 февраля штурмовой 704-й авиационный полк возвращается в резерв на Калининский фронт. В начале июня 1943 года полк передают на Западный фронт, где с 7 августа 1943 года он героически действовал на ельнинском и спас-деменском направлениях, поддерживая и прикрывая в небе 10-ю гвардейскую и 33-ю армию.
В январе 1943 года 232-я дивизия, подчиненная 14-й воздушной армии, поддерживала войска Волховского фронта, участвуя в операции по прорыву блокады Ленинграда. В июле 1943 она вновь вошла в состав 1-й воздушной армии Западного фронта, где приняла участие в Смоленской, Ельнинско-Дорогобужской, Спас-Деменской, Смоленско-Рославльской наступательных операциях.
С 7 августа по 2 октября 1943 года полки дивизии совершили 2389 боевых самолетовылетов. Летчики-ассы умело сочетали действия мелкими группами по 6-8 самолетов и массированные удары полным составом полков, истребляя живую силу и технику противника. Дивизия оказала фронту большую помощь при освобождении городов Ельни, Дорогобужа, Смоленска, Спас-Деменска, Ярцева.
Жаркий август
По архивным данным ЦАМО (Центрального архива Министерства обороны) следует, что 9 августа 1943 года при выполнении боевого задания штурмовая дивизия потеряла 3 самолета ИЛ-2. Выписка из журнала боевых действий :
«Дивизия в течение дня 9.08.43 имела задачу: волнами небольших групп штурмовиков под непосредственным сопровождением истребителей бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожать арт. мин. Батареи на ОП, технику, огневые точки и живую силу противника в пунктах Бол. Тесное, Красная Поляна, Харламово, Гнездилово, Пашки и препятствовать выдвижению подходящих резервов противника по дороге на Павлиново - Гранкино, Гнездилово.
Израсходовано:
ФАБ-100 - 95; ФАБ-60 - 116; АО-25 - 333; АО-15 - 184; АО-10 - 657; АО-2,5 - 812; ПТАБ- 2,5 - 846; РС-82 - 401; Вя - 1200; Снарядов "ШВАК" - 18210; БС - 3600; Патронов - 31290.
Уничтожено:
танков - 18; бронемашин - 3; автомашин - 41; ж.д. цистерн - 1; повозок- 8.
Самолетов - 1; блиндажей - 1; мостов - 1; домов - 7;
Орудий полевой артиллерии - 19, зенитных орудий - 4, минометов - 10, рассеяно и частично уничтожено до 140 солдат, до 30 кавалеристов.
Три ИЛ-2 (летчики: мл. лейтенант Дрягин, мл. лейтенант Вербицкий, мл. лейтенант Лабанов) с боевого задания не возвратились».
Судьба экипажа
9 августа штурмовой самолет Ил-2 № 302046 поднялся в небо. Экипаж - летчик 3-й авиационной эскадрильи младший лейтенант Виктор Викторович Дрягин и стрелок Александр Степанович Смирнов, гвардии сержант, не вернулись с боевого задания. По изученным материалам и фрагментам штурмовика можно предположить, что экипаж совершил вынужденную посадку.
Виктор Викторович Дрягин (на снимке) родился 30 ноября 1923 года в Саратове. В 1940 году был призван в ряды Красной армии. Приказом по 232-й штурмовой авиационной дивизии 3 февраля 1943 года «от имени президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красная Звезда.
Александр Степанович Смирнов, уроженец Московской области, города Подольска, гвардии сержант, стрелок, погиб 9 августа 1943 года.
Поисковики продолжают заниматься судьбой экипажа. Поисковые работы на месте падения самолета продолжатся в следующем году. Фрагменты штурмовика после подготовки поисковики передадут в Культурно-выставочный центр нашего города.
Успех поисковой экспедиции - совместная работа отрядов. Большую роль играет правильный подход при подъеме экспонатов и исследовании архивных данных. От коллектива отряда «Рубеж» хочу выразить слова признательности и благодарности руководителю поискового отряда «Никто не забыт» А. А. Ильюшечкину за личный вклад и помощь при подъеме самолета и установлении судьбы экипажа.