В Год педагога и наставника много сказано прекрасных слов учителям. Но у каждого из нас есть свой Учитель, свой Наставник, который сыграл огромную роль в нашей жизни. Хочу сказать нечто важное о моём Учителе.
Каждый день, начиная урок, педагог должен подобно великим учителям восходить на Синайскую гору, совершать чудесное путешествие за Великой Книгой и нести свою Нагорную проповедь ученикам. Но не каждый способен указывать Путь. Проще иногда испечь хлеб и накормить голодающего, чем научить добывать пищу. Для этого нужно самому твёрдо знать дорогу и иметь внутренний стержень. Именно таким человеком я считаю моего учителя - Антонину Алексеевну Данилову.

Антонина Алексеевна всегда требовательна к себе и окружающим. Ее педагогическое мастерство и талант руководителя невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют просто - Учитель с большой буквы. Она могла каждого принять, простить и протянуть руку помощи. Прекрасные организаторские способности, отличное знание профессии, умение объединить коллектив общим делом - это то, что всегда отличало Антонину Алексеевну.
С чего начиналась моя работа как учителя в школе №2. С доверительных бесед, с диалога. Антонина Алексеевна всегда готова была выслушать, дать мудрый совет - она умела говорить о сложных вещах простым языком. Я бесконечно благодарна Антонине Алексеевне за участие, за все советы, которые она давала и даёт сегодня. Для моего директора никогда не было невозможного! Когда мы участвовали в конкурсе лучших образовательных организаций Калужской области в ходе реализации проекта «Образование» и боролись за приз - 1 миллион рублей с гимназиями и лицеями Калужской области, у каждого из нас могли возникнуть сомнения - «А сможем ли?». Но только не у Антонины Алексеевны! Она всегда учила меня не сомневаться в своих способностях, использовать любой шанс, уверенно идти к поставленной цели. И у нас все получилось. Мы стали школой-миллионером.
Уверенность в успехе - вот что заряжало нас, молодых учителей, оптимизмом. Мы верили, что мы - самые лучшие, самые умные, самые творческие и нам - всё по плечу. Именно она дала мне понять, что нет нерешаемых проблем, что никогда нельзя отчаиваться. Всегда учила меня сохранять высокое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным принципам. Поэтому она такая, какая есть. И в том числе за это ее уважают все.
Коммуникабельность, умение общаться с каждым, начиная от сторожа в школе, заканчивая губернатором, всегда вызывали искреннее уважение у тех, с кем она работала, решала проблемы, общалась. Об этом вспоминают не только учителя, но и ученики, а также родители учащихся школы. К каждому «трудному» подростку, к каждому родителю - свой подход, нужные слова. Она всегда умела и, уверена, до сих пор умеет гордиться достижениями своих коллег, радоваться успехам родной школы. А моральное право быть руководителем, первым лицом в коллективе не дается автоматически с должностью директора. Его нужно завоевать, и Антонине Алексеевне Даниловой это удалось сполна.
Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни есть такой человек, как Антонина Алексеевна Данилова, про которую я могу с гордостью сказать: «Это мой наставник».
С. ВАСЮТИНА,
директор школы №2.

Елена МАТЮНИНА,
учитель истории  МБОУ «СОШ №4» г. Калуги:

- Значительную часть активной жизни человека составляет работа. Отношение к ней определяет не только наше благосостояние, но и, несомненно, руководитель. Антонина Алексеевна - настоящий профессионал в самом деле, она умела сплотить коллектив на пути к общей цели, ее внимательность и помощь поддерживали нас ежедневно, активность и энергичность заряжали бодростью, ее целеустремленность убеждала нас, что нет невыполнимых задач.
Я глубоко признательна Антонине Алексеевне: работая под ее руководством, я стала опытнее, умнее и сильнее как учитель.

Елена БАРАНОВА,
зам.директора по УВР школы №2  г. Спас-Деменска

Раньше мне достаточно часто задавали вопрос: «Почему вы пошли работать в школу учителем математики?». Однозначно, на мой выбор такого жизненного пути оказали влияние учителя, у которых мне посчастливилось учиться. А конкретно, учитель математики Антонина Алексеевна Данилова.
Антонина Алексеевна вела у нас алгебру и геометрию с 7 класса. Она - настоящий профессионал, мудрый, талантливый педагог, учитель по призванию, до глубины души преданный своему делу и своим ученикам. Достаточно строгая, требовательная, справедливая. Ее уроки отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной, кропотливой работой над самой трудной задачей. Она не гнала программу, могла несколько раз задать на дом один и тот же сложный пример - до тех пор, пока мы не найдем правильное решение, пока сложное не станет для нас простым и понятным. Она преподавала свой урок очень глубоко, с усердием вкладывая в каждого знания, и от нас требовала отдачи. Антонина Алексеевна обладала умением чувствовать характер и настроение ученика, замечать его индивидуальные возможности и особенности, стремилась привить нам любовь к математике. Она научила нас мыслить и рассуждать, а не просто запоминать материал, анализировать, слушать, высказывать свою точку зрения, учиться на ошибках, а не бояться их, добиваться своих целей.
Возможно, не сразу, но я уверена, что каждый из нас понял, как много на самом-то деле дали нам эти уроки. И как много учитель для нас сделала.

Оксана КАЛУПИНА,
главный специалист министерства образования  и науки Калужской области:

Школа - это место, где начинается наше образование и формируются основы нашей личности. Это место, где мы проводим большую часть своего детства и подросткового возраста, где мы учимся, растем и становимся теми, кем хотим быть в будущем. Учитель - это человек, который оставляет неизгладимый след в нашей жизни.
Мне повезло: у меня был учитель, который, может быть, сам того не предполагая, помог мне определить свое место в этом мире. Это учитель математики Антонина Алексеевна Данилова. Однажды в 9 классе она вызвала меня решать у доски задачу по геометрии с пояснением к каждому действию. Когда я закончила, Антонина Алексеевна оценила мой ответ как образец для других: «Вот так нужно объяснять решение!». С этого момента я стала мечтать о профессии педагога.
Свою мечту я осуществила, поступив на исторический факультет педагогического университета. Мой путь как учителя начался в родной школе под руководством Антонины Алексеевны, которая меня, студентку 4 курса, принимала на работу. Теперь она учила меня быть грамотным учителем и организатором. Эти ее уроки стали отправной точкой моих дальнейших профессиональных успехов.