В этом году исполнилось 205 лет со дня строительства каменного трехпрестольного храма Преображения Господня (г. Спас-Деменск). О том, чем сегодня живет приход, и многом другом, читайте в интервью настоятеля храма протоиерея Алексея Зиновьева.

- Отец Алексей, в последнее время в мире так неспокойно, изменилось ли в связи с этим количество прихожан?
- За последнее время количество прихожан не изменилось. В среднем около пятидесяти-шестидесяти человек. Вместе с тем постоянными прихожанами можно назвать тех, кто посещает каждую службу. Таковых десять-пятнадцать. В любой день они придут. Это так и в больших приходах, и в больших городах.
Некоторый спад мы отметили в период пандемии коронавируса. В это время Патриарх выступил с обращением, что можно дома молиться. Многим этот формат понравился. К сожалению, они не вернулись.

- Мир становится все более жестоким. Чем мы можем противостоять злу?
- Мир все время был жестоким. С начала сотворения мира. Еще Иоанн Богослов, который жил во времена Христа и был его учеником, говорил, что мир лежит во зле. По сути, то, что сейчас происходит, - логическое продолжение человеческой цивилизации. Всю жизнь были войны, убийства, кровопролития, несогласие, политика обмана и еще много чего.
Были моменты, когда религия- закон нравственный, была сдерживающим фактором, но были и революции. Потом пошел упадок нравственности: человеку захотелось вседозволенности.
На мой взгляд, должна быть четкая и понятная позиция государства. Особое внимание воспитанию детей должны уделять школы. Мы помним, что в стародавние времена воспитанием подрастающего поколения занималась церковь: церковно-приходские щколы, крупные монастыри служили источником просвещения. На территории Спас-Деменского прихода в свое время имелись двухклассное образцовое министерское училище, три церковно-приходских школы, две земских школы. Впоследствии, когда стали все это закрывать и запрещать, обязанности по воспитанию отчасти взяло на себя государство. Десять известных заповедей были переложены на новый манер, в принципе, все осталось, только у них не было Бога. Но оставались понятия о духовных и семейных ценностях, патриотизме.
В настоящее время школа ставит в приоритет достойный уровень образования, патриотическое и трудовое воспитание. Это правильно. Кроме того, считаю, что нужно активнее противостоять негативному информационному потоку из интернета, и мы не должны забывать, что воспитание начинается с семьи.

- По вашему мнению, с какого возраста начинается духовное воспитание?
- Возраст - понятие относительное. Каждый ребенок взрослеет по-своему. Допустим, в православии принято считать, что младенец становится отроком или отроковицей с 7 лет. С этого дня ему можно перед причастием исповедоваться. Но все дети разные. Кто-то с 6 или 7, а кто-то только в 9 лет может осознанно исповедоваться.
Духовное воспитание - это прежде всего пример родителей. Если родители или бабушка с дедушкой будут показывать положительный пример, у ребенка это обязательно отложится в памяти и в сложных ситуациях поможет ему принять правильное решение.
Духовное воспитание начинается тогда, когда ребенок начинает понимать суть происходящего, отличать хорошее от плохого. В основе всего - усвоение законов нравственности. Как выпускник советской школы, могу сказать, что там было много хорошего: строго расставлены приоритеты и ориентиры, нас учили главному - в любой ситуации оставаться человеком. Сегодня все сложнее. Информационные потоки сегодняшнего дня несут много негатива. В интернете много полезного, но не меньше и вредного. Родители должны об этом ребенку рассказывать. Они должны знать, какие мультфильмы, книги и художественные фильмы порекомендовать детям. Мы же хотим, чтобы они учились добру, взаимовыручке, выстраиванию нормальных отношений с окружающими людьми, стремились к знаниям, развивались.

- Вас часто приглашают в школы для бесед на духовные темы?
- До пандемии коронавируса - один или два раза в год приглашали. Затем встречи отменили. Об основах мировой религии, в том числе о православной культуре, детям рассказывают на соответствующих уроках. Это не означает, что кто-то куда-то будет вовлекать. Школьники узнают о значимых исторических событиях, творческих произведениях, направлениях и течениях, известных святых и т.д.

- На какие праздники в церковь приходит больше всего людей?
- На Рождество, Пасху, Крещение, Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье, а также в воскресные дни. Раньше на праздники приходило много людей из деревень, в основном в возрасте 65 плюс.
В Рождество в храме многолюдно, наверное, потому что на государственном уровне этот день выделен, а потом все-таки многие готовятся к празднику рождественским постом. Так же и в Пасху. В Крещение все идут за водой. В Вербное воскресенье приходят освящать вербу.
А вот на Преображение - когда яблоки освящаем, народ не так активно идет, даже если день выходной. Хотя эта традиция - освящать плоды своих трудов, идет с давних времен: когда поспевал урожай, человек свою "десятину" посвящал Богу. У нас этот праздник называется Преображение, или Яблочный Спас. Мы отмечаем его 19 августа. В наших краях принято освящать яблоки, на юге это может быть виноград, кто-то приносит овощи, что поспело.

- Есть ли непреложные правила, как нужно вести себя в храме? Обязательно ли покупать свечи?
- Правила есть везде: как в светских учреждениях, так и в церкви. Поведение в храме должно быть благоговейным. Оно начинается, понятно, с одежды. Юбка, платок - для женщины. При храме всегда найдутся люди, которые подскажут, помогут, дадут платок или повязку. Следует помнить, что церковь - храм Божий, и не мешать другим.
Свеча- это своеобразная форма жертвы на храм. Хотите, покупайте и зажигайте. А если просто идете мимо и зашли, чтобы попросить у Бога помощи и защиты, не обязательно что-то покупать. Главное - состояние души.
Все-таки у русских всегда была особая духовность, она заложена в крови. Зашли в храм - генетический код проснется, если это интересно.

- С какого возраста лучше крестить младенца? Что для этого необходимо?
- Обычно младенцев крестят с 40 дней. Для крещения ребенка прежде всего нужно желание родителей. Чтобы они понимали, зачем это нужно. Перед таинством крещения с родителями проводится собеседование. Мы узнаем у мам и пап, принадлежат ли они к православию, не против ли они крещения. Для мальчика приглашается крестный отец, для девочки - крестная мать. Они должны быть верующими людьми, возраст и семейное положение не имеют значения. Одно ограничение - муж с женой не могут быть крестными одного ребенка.
Все совершается по вере. Детали можно узнать и на сайте епархии, и по телефону церкви. Можно и экстренно провести таинство. Допустим, участник СВО пришел в отпуск на три дня и готов стать крестным младенцу. Идем и крестим.

- Приближается Дмитриевская родительская суббота- поминальный день. Скажите, как правильно, с точки зрения православной церкви, поминать усопших?
- В году есть несколько родительских суббот. Троицкая родительская суббота - накануне Святой Троицы, мясопустная - за неделю перед Великим постом. Это субботы Вселенские. А есть Дмитриевская - по русской традиции. Издавна эта суббота была посвящена поминовению воинов, которые погибли в Куликовской битве. Обычно отмечается она в первых числах ноября, при условии, если нет совпадений с другими праздниками. В этом году в первую субботу ноября совпали два праздника- Казанская и родительская. Поэтому Дмитриевскую субботу перенесли на 28 октября.
По возможности, в родительскую субботу рекомендуется посетить храм. Как правило, люди приходят, записки пишут с именами тех, кого они хотят помянуть. Все в этот день находящиеся в храме молятся о душах усопших. Смысл Вселенских суббот - объединить церковь земную и небесную.
В родительский день обычно посещают кладбище - место, где человек обрел последнее пристанище. Понятно, что мы должны ухаживать за могилами близких. Это наш долг. Как сказал один из святых: "Когда меня не станет, приходите на могилу, разговаривайте со мной как с живым, и я буду для вас всегда живой".
Кто-то идет на могилки на Пасху. Это не христианская традиция. Сходите лучше на Радоницу, на 9-й день после Пасхи.

- Некоторые завещают не хоронить, а кремировать. Одобряет ли православная церковь кремирование?
- С точки зрения православия тело должно быть в земле. Вместе с тем человек вправе распорядиться по своему усмотрению. Когда в церкви отпевают усопшего, я всегда спрашиваю, а сам-то усопший хотел, чтобы его отпевали?
Если неверующий - кремируйте. А верующий не будет об этом просить, он будет завещать, чтобы его погребли по христианским законам.

- Когда мы отмечаем церковные праздники, то в первую очередь вспоминаем о том, что в этот день нельзя работать. Но не в этом же главный смысл праздника.
- Господь сказал: шесть дней трудись, седьмой посвяти Богу. То же самое можно сказать и о православных праздниках. Они считаются днями Бога. Это означает, что в этот день человек должен помолиться, постараться посетить храм, если есть возможность.
Смысл не в том, чтобы в этот день не работать, а в том, чтобы посвятить себя Богу.
Важно помнить, что этот день праздничный. Утром помолился, после обеда можно спокойно работать.
Кстати, раньше люди связывали свой успех в разных делах с праздниками. Например, считалось, что поля, засеянные на Пасху, дадут неважный урожай.

- Недавно на старом кладбище, в месте, где складируют мусор после уборки могил, увидела деревянный крест с золотого цвета распятием. Понимаю, что вещь отслужила свое. Но что-то тут неправильно. А что скажете вы?
- Я советую кресты не выбрасывать, а где-то закопать. Или если крест деревянный, его можно сжечь. В основном, распятия на крестах пластиковые и легко утилизируются. Но выбрасывать неправильно.

- Частое ли в стенах церкви такое таинство как венчание?
- Стало значительно реже. Чаще было в начале двухтысячных. Хотя в больших городах как поток был, так и остается.
Некоторые молодые люди говорят, мол, поживем вместе 2-3 года, тогда придем венчаться. Получается, у них нет уверенности, что они будут долго жить вместе. Такие сегодня тенденции.

- Государство из года в год увеличивает поддержку семей с детьми. Тем не менее, многодетные семьи- не такое уж частое явление. На ваш взгляд, почему?
- Нет уверенности в завтрашнем дне. И это обстоятельство оказывает существенное влияние на планирование семьи: сколько в ней будет детей.
Хотя у нас как говорят - Бог детей дал, даст и на детей. У нас детей растили и после Великой Отечественной войны. А остаться одному в старости - плохая перспектива.

- Неустанная забота о помещениях церкви дает о себе знать. Кем поддерживается общее состояние здания, которому более 200 лет? В каких восстановительных работах сегодня церковь нуждается больше всего?
- Церковь от государства отделена, поэтому организация восстановительных работ ложится на плечи настоятелей храмов. Если церковь находится в крупном населенном пункте, у нее больше возможностей получить помощь как от самих прихожан, так и от спонсоров.
Как и любое здание, храм требует заботы. Все равно кто-то найдется, кто-то поможет.
В настоящее время художники восстанавливают росписи, реставрируют, освежают краски на иконах и священных изображениях. Но основная проблема у нас сейчас - кровля. С 90-годов ее не ремонтировали, она уже подтекает, что вызывает обеспокоенность. Скоро начнем сбор средств, ищем строителей, имеющих опыт работ на высоте.

- Если человек изъявит желание помочь церкви, вы примете его помощь?
- Конечно. С этим проблем нет. Есть расчетный счет (можно спросить в церкви). Если кто-то хочет оказать поддержку, не называя своего имени, может опустить средства в копилку, расположенную в храме.
В прошлом году на средства спонсоров заменили окна, в этом году ремонтируем иконостас. Надеюсь, до холодов нам удастся подремонтировать подвальное помещение.
Хочу отметить, что нам, слава Богу, помогает администрация района. Позиция главы администрации В.А.Бузанова в отношении церкви поддерживается руководителями предприятий и учреждений района. Сформировано положительное отношение к церкви. На наши просьбы по мере возможностей обязательно откликаются. Немаловажной является и моральная поддержка. Добавляются силы от понимания, что ты не один и делаешь это для всех.
Галина Герасимова.
Фото автора.