Появляясь на свет, ребёнку важно видеть глаза человека, которого он радует своим присутствием. Ребенок нуждается во внимании и живом общении с близкими людьми. Ему важно чувствовать себя любимым и значимым для вас.
Живое общение
Говорите с ребёнком с рождения, а можно и раньше. Говорите, даже если думаете, что малыш вас не понимает. Так формируется его пассивный словарь. Общайтесь с ним как можно больше о том, что он видит вокруг. Благодаря общению в головном мозге устанавливаются нейронные связи, которые в будущем помогут налаживать эмоциональные контакты уже с другими людьми. Все, что вложите до трех лет, вы получите после… Именно в этот период мозг ребенка увеличивается в три раза.
Живое общение дает возможность увидеть реакцию другого человека и возможность задуматься о последствиях своих слов и действий. А при просмотре даже самых лучших развивающих мультфильмов малыш не воспринимает видеоряд как речь, обращенную к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Выводов при этом он не делает, только копирует жесты и мимику.
Учите думать
С рождения общайтесь, наблюдайте, что ребёнку интересно, что радует и огорчает. "Зажигайте", направляйте его "горение" в нужную вам сторону. Учите дошкольника распознавать свои эмоции и чувства. Например, если ребенок плачет, подойдите и посмотрите, что произошло, и спросите о его чувствах: "Наверное, ты плачешь потому, что старший брат забрал игрушку, тебе обидно и грустно?" или "Ты сейчас сломал игрушку, наверное, ты сильно злишься?". Всегда воспринимайте проблемы и переживания ребенка серьёзно, без критики и насмешек. Давайте ребёнку право выбора и понимания, чего он сам хочет. Важно, чтобы ребёнок учился распознавать собственные желания. Обсуждайте с ним ближайшие планы. Учите ребёнка думать, принимать решения и за них отвечать, отстаивать свою точку зрения, быть критичным к информации. Учите справляться с трудностями, формируйте у него самостоятельность, инициативность, ответственность, начиная с незначительных обязанностей. Хвалите ребенка за успешное выполнение. Учите детей делать осознанный выбор с помощью рассуждения и обсуждения. Например, на вопрос "Почему выбираешь Колю вождем племени?" ребенок может ответить "Я боюсь его обидеть, а он мой друг" или "Выбираю вождем потому, что он сильный". Обогащайте жизнь ребёнка сильными впечатлениями, интересными увлечениями, прогулками, кружками, играми с родителями и друзьями. Но, если ребенок заскучал, дайте возможность немного побыть в этом состоянии, скорее всего, ребенок в результате придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга и они поиграют в настольные игры, порисуют, поэкспериментируют. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее. Учите работать в команде, договариваться, взаимодействовать с помощью игр или совместной деятельности - развивайте коммуникативную компетенцию. Лучший способ защиты детей - правильное воспитание и гармонично насыщенная реальная жизнь.
С чего начать
В идеале работать с цифровыми устройствами должен научить значимый взрослый: объясняя, устанавливая четкие правила и показывая личным примером, как он радуется жизни в офлайне! Это аналогично игре с игрушками. Ведь ребенок, приходя в этот мир, не умеет играть. Он сначала просто манипулирует с предметами, их разбирает, ломает, изучает, но не играет. Совместно с детьми используйте цифровые технологии:
• С детьми обсуждайте тексты, картинки, которые они смотрят в цифровом устройстве. Например, с трех лет гаджеты могут быть помощниками в изучении цветов, животных, названий предметов с дальнейшим обсуждением со взрослым.
• Вводить компьютерные игры можно после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное, когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).
• В компьютерные игры с нравственной направленностью, требующие умственных усилий и с ясной целью, играть можно с 5 лет.
• Помогайте применять в жизни полученные знания из книг, фильмов, цифровых устройств.
• Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно по готовности ребёнка к использованию цифровых технологий за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет). Важно донести до ребёнка, что вы его сильно любите, переживаете, желаете ему лучшее и хотите обеспечить его безопасность, поэтому используете родительский контроль и ограничение во времени.
• Договаривайтесь о времени заранее и держите слово. Предупредите ребенка, сколько он может провести за цифровым устройством, и поставьте рядом часы, лучше песочные, в них визуально видно течение времени. Время, проводимое за экраном, равно возрасту ребёнка, умноженному на 1,5. Максимальное количество сессий - 3 в день. Например, для шестилетки - одна игра длится 9 минут и менее получаса в сутки. После каждых 5-10 минут просмотра проводятся упражнения для снятия зрительного и эмоционального напряжения. Можно сделать пальчиковую гимнастику, посмотреть в окно, поиграть в подвижные игры. Четко придерживайтесь выбранного времени плюс 2-3 минуты на завершение, иначе в следующий раз ребенок будет манипулировать вами и сдвигать время, рассчитывая, что вы уступите. Категорически запрещаются компьютерные игры перед сном. По требованиям ВОЗ разрешен просмотр телепередач с 3 лет, до 7 лет суммарно в день не более 30 минут.
Чрезмерное использование гаджетов не успокаивает детей, а, напротив, делает более возбуждёнными и даже агрессивными: так мозг реагирует на усталость.
Цифровая зависимость
Если ребенок стал предпочитать общение с цифровыми технологиями другим развлечениям и стремится за ними проводить больше времени, устраивает крики, плач при их лишении - это признаки цифровой зависимости. Что делать? Первое: признать её наличие. Второе: выявить причину и устранить. Способствуют развитию зависимости:
- внешние причины: недостаток теплых отношений в семье, неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей, желание быть как все, не выделяться из среды и другое;
- внутренние причины: неуверенность в себе и своих силах, низкая самооценка, застенчивость, стеснительность; отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с цифровыми устройствами; неудачливость ребенка в реальной жизни и другое.
Что делать нежелательно: наказывать, отбирать цифровое устройство без предварительных договоренностей, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как ребенок может замкнуться, стать агрессивным. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах - готовы ли они разделить с нами беду? Но у детей другая логика! Дети принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону его жизни.
Будьте примером
Если есть признаки зависимости, советуем ограничить время пользования электронными устройствами для ребёнка и всей семьи. Никаких цифровых устройств во время семейных трапез. Один вечер в неделю и два выходных в месяц отказываемся от цифровых устройств (цифровая детоксикация). Совместно решаем, как весело провести это время всей семьей. Осознанно используйте цифровые устройства, соблюдайте основные правила цифровой гигиены и будьте сами достойным примером для подражания.
Психика ребенка формируется при взаимодействии со взрослым. Совместная деятельность - домашняя работа, проведение досуга: походы в кино, на природу, занятия, игры сблизят вас, и вы будете включены в радостную сторону жизни ребёнка.
Важно с малых лет учиться общаться с цифровой техникой дозированно. Сделайте ее средством для достижения чего-то большего. Главное - увлечь ребёнка, тогда цифровые устройства можно будет использовать в мирных, познавательных и творческих целях. Любите, верьте в своего ребёнка и создайте ему интересную жизнь в офлайне!
Н. Архипова.