Эхо катастрофы в небольшом украинском городе Чернобыль, расположенном в семи километрах от южной границы с Белоруссией, будет звучать еще не одно десятилетие. Именно поэтому история беды и история преодоления ее последствий заслуживают того, чтобы люди об этом знали и помнили.

Крупнейшая в истории человечества техногенная авария произошла 37 лет назад. После разрушения одного из реакторов в атмосферу попало огромное количество радиоактивных веществ. Зона поражения, которая образовалась сразу после взрыва, растянулась на 50 тыс. квадратных километров, затронув 12 областей. Непригодными для проживания стали 150 тыс. квадратных километров вокруг станции. По разным данным количество жертв от Чернобыльской аварии могло достигать 100 тысяч человек.

Тихая бомба
В день аварии на четвертом энергоблоке проводились испытания режима «выбег ротора генератора», который планировалось использовать как источник аварийного энергоснабжения. При этом в результате ряда обстоятельств произошла авария, основной причиной которой все-таки называют человеческий фактор.
Первый взрыв в активной зоне реактора РБМК-1000 произошел 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты и 47 секунд. Почти сразу грянул еще один.

Первые герои
На крыше начался пожар. Поплыл раскаленный битум. Пожарные тогда еще не знали, что взорвался реактор… Думали, что это обычный пожар. Вокруг был черный пепел. В это время сотрудники внутри блока пытались спасти уже погибший реактор и теряли драгоценные секунды: начальник смены отправил двух сотрудников в реакторный цех - опустить стержни в реактор. «И они пошли. Пошли на верную смерть». В турбинном цехе в это время слили огнеопасное масло и тем самым уберегли энергоблок от еще одного пожара или даже взрыва - этот поступок турбинистов называют подвигом.
В ликвидации последствий Чернобыльской аварии принимала участие вся страна, в том числе и спасдеменцы. Сегодня на территории нашего района проживают пять участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и 10 граждан-переселенцев, покинувших зону отчуждения.

Смерть в воздухе
Уровни радиации в разных участках блока, как потом подсчитают специалисты, составляли от 1000 до 15 000 Р/ч, а из «жерла вулкана» - около 30 000 Р/ч. Такие уровни радиации ощущаются почти физически, без приборов. Радиоактивность зашкаливала: в 200 раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Реактор горел десять дней. Температура в его внутренней части достигала 1000 градусов. Техника плавилась и отказывала в работе. Уже в первый час аварии пожарных на крыше, которые спасали третий энергоблок от возгорания, начала мучить рвота, наступило помутнение сознания, некоторые падали тут же, не выпуская из рук пожарного ствола. Слабость, дезориентация, тошнота - первые признаки острой лучевой болезни. Еще до восхода солнца они начали проявляться и у сотрудников блока. А еще потемневшая бурая кожа - «ядерный загар».

Цена ошибки
И в первые часы, и в сотни часов после взрыва люди совершали подвиги на пределе своих возможностей. Кого-то убила радиация, кто-то долгие годы так и не смог поправить подорванное здоровье. Общее количество ликвидаторов составило, по данным Международной программы Всемирной организации здравоохранения, около 800 тысяч человек, для которых трагедия стала общей бедой. Они прошли через ад, подобный военному, но только эту войну никто не объявлял.
Эта трагедия навсегда останется в истории нашей страны как пример беспрецедентного мужества, героизма и профессионализма людей, с честью исполнивших свой долг не только перед Отечеством, но и перед всем человечеством.
Сегодня мы не имеем права забывать о том, что случилось однажды - 26 апреля 1986 года, чтобы впоследствии это не вернулось к нам из прошлого.
Из открытых источников.