9 апреля нынешнего года исполняется 41 год со дня гибели в Афганистане нашего земляка Евгения Анашкина, а в январе ему бы исполнилось 60 лет, но судьба распорядилась так, что остался Евгений Анашкин в памяти его близких и друзей навеки девятнадцатилетним. Он многого не успел, но за тот короткий срок, который был ему отпущен, стал настоящим героем, которым мы, спасдеменцы, по праву гордимся.

Скромный, ответственный,  надежный

Родился Евгений в деревне Малышкино Спас-Деменского района, в семье стал третьим сыном. Его мама Зоя Петровна работала учетчиком тракторно-полеводческой бригады, была легкой на подъем, любила пошутить. Отец Яков Нилович - рабочий ПМК-10 в Спас-Деменске, был отличным охотником, учил сыновей всему, что знал сам, воспитывал в труде. В доме Анашкиных всегда был порядок, а на подворье, требовавшем немалого внимания и сил (корова, поросята, куры, гуси, кролики), чувствовались рачительные хозяйские руки.

 

Евгений Анашкин с родителями.


Начальную школу Евгений окончил в Верхуличах, продолжил обучение в Новоалександровской средней школе. По воспоминаниям классного руководителя Веры Матвеевны Сидоровой, он все схватывал на лету. В средних классах ему нравилась математика, увлекался чтением. Среди любимых авторов были Михаил Шолохов, Сергей Есенин, Эдуард Асадов и другие.
Евгений рос крепким, спортивным парнем.
- Чуть ли не с начальной школы он с отцом и старшими братьями ходил на охоту, поэтому хорошо ориентировался на местности и быстрее всех бегал на лыжах, - рассказывает один из его лучших друзей Юрий Соколов.- Однажды на охоте Женя увидел, что на него несется кабан, сильно испугался, но не растерялся: в одно мгновение подпрыгнул и, подтянувшись на ветке, забрался на высокое дерево. Кабан стал охотничьим трофеем, а Женя с того дня научился подтягиваться, причем у него выработался какой-то особенный стиль. После случая на охоте он стал заниматься спортом с удвоенной силой. Лет с 10 он подтягивался более 100 раз, лучше всех.
В школьные годы Евгений занимался борьбой и мог с легкостью уложить любого взрослого, увлекался волейболом, легкой атлетикой. Он не просто играл в футбол, в 14 лет в составе команды «Спутник» стал чемпионом области на Всесоюзных соревнованиях по футболу среди детских команд «Кожаный мяч».
Все знали, что если ворота защищает тройка: Женя Анашкин, Миша Стригунов, Сергей Давыдов - у соперника нет шансов. Наши ребята неоднократно занимали призовые места на районных и областных соревнованиях.
После окончания школы вместе с аттестатом выпускник Анашкин получил удостоверение тракториста и путевку на работу в родной совхоз «Прогресс», куда пошел работать вместе со своим классом. Проработал там год. За это время прошел обучение в Кировской автошколе ДОСААФ, получил водительские права. Скромный, ответственный, надежный, так характеризуют Евгения друзья. У каждого из них были свои достоинства, и каждый хотел быть первым, но лидерство Яковлевича признавали все. Его мнение было авторитетно.

Мы - не из слабых!

1 апреля 1981 года, т.е. через три месяца после того, как ему исполнилось 18 лет, Евгения призвали в ряды Советской Армии. Говорят, что это был дополнительный призыв, и все знали, что его отправят в Афганистан. Женя делился с друзьями, что 1 апреля - несерьезная дата, которая ничего хорошего ему не принесет. Тревожились и родители, собирая сына в дальнюю дорогу. Очень переживали.
На призывной пункт Евгений отправился в самом лучшем костюме, хотя знал, что гражданская одежда - не надолго, все придется бросить, ведь после прибытия в часть он получит военную форму. Когда спросили: «Зачем надели все лучшее?», Зоя Петровна ответила: «Я своего сына в последний раз хочу видеть красивым». Материнское чуткое сердце словно предчувствовало беду...
- Попал я в артиллерию, а точнее, в минометчики, так что шофером вряд ли буду, - писал Евгений из учебки в Узбекистане. - Сегодня первый раз занимались с минометом, да, придется побегать тут с ним по горам, но мы не из слабых, выдержим! А как тут сейчас красиво! Кругом красные маки и сопки. На сопку залезешь, вниз глянешь - красота!
Через месяц в письме своей любимой девушке Марине Мигуновой он напишет подробнее:
- Находимся мы тут в такой глуши, что и подумать страшно, кругом горы да степь, ни кустика, ни деревца и ужасная жара, у нас такой не бывает даже в самое жаркое лето, все начинает выгорать. Когда мы сюда приехали, вся степь была в маках, и так было красиво, а сейчас они завяли, и все приняло унылый вид. Попал я с ребятами из Спас-Деменска в один взвод, и как-то веселее с ними жизнь идет. Сядем где-нибудь и вспоминаем про свой район, и как дома побыли...
Сейчас уже стал потихоньку привыкать, с каждым днем становится все легче и легче, и дни идут быстрее и быстрее. Будем мы тут числа до 15 июня, а потом уедем в другое место, еще дальше от дома... А у нас сейчас, наверное, красиво: лес зеленеет, подснежники кругом...».
В последних числах мая Евгений сообщал, что очень тоскует по Родине:
- А как тут у нас вечерами ребята поют... Как запоют что-нибудь жалобное, сразу вспоминаешь свой дом и хочется плакать, но нельзя...
Июньские письма тоже были полны маленьких подробностей:
- Нахожусь в минометных войсках. Служба у нас сейчас пошла отличная, с утра и до вечера занимаемся с минометами, а иногда бывают и ночные занятия. К службе уже привык, сначала было трудно, да и гоняли нас здорово. Попали мы все семеро ребят в один взвод, да и остальные все земляки, из Калужской области, так что живем дружно. Дальнейшая моя служба будет проходить в Афганистане. Оттуда в отпуск не отпускают. У нас скоро экзамены, но только не такие, как в школе, здесь все гораздо сложней и ответственней, от того, насколько мы подготовились, зависит наша жизнь. Уже подошел к концу 63 день службы, осталось служить 667 дней, совсем немного, они для нас пройдут быстро и незаметно. Я здесь тоже курю, сначала не курил, но с тоски пришлось закурить...
В июне 1981 года у него была возможность отправиться в учебку до ноября в Ашхабад, и он уже был зачислен в эту группу, но отказался, высказав желание быть вместе со своими ребятами-спасдеменцами, которые уже ждали отправки в Афганистан.
Подготовка бойцов продолжалась. Зачеты по строевой, уставу и турнику Евгений сдал на отлично, лучше всех из взвода.
- Уже идет 71-й день службы. Начались экзамены, вчера был первый по стрельбе из автомата, я его сдал на отлично, - напишет он Марине.- Будем мы тут еще, наверное, дней пять, а может, и больше. Сегодня одну группу увезли в Ашхабад, ну а я, наверное, поеду служить, куда и писал тебе. Высылаю цветок, в нем пять лепестков, если сможешь, сбереги его, он нам принесет счастье...

«Поклонись от меня родной земле»

После 3-месячной специальной подготовки рядовой Анашкин был направлен для прохождения дальнейшей службы в Афганистан. Служил Евгений в 101-м мотострелковом полку в должности водителя автомобиля ГАЗ-66 минометной батареи в провинции Герат. Честно и безукоризненно выполняя свой воинский долг, мастерски водил машину по крутым горным дорогам Афганистана, не раз попадал под обстрелы, но судьба его хранила...
Его письма из Афганистана - немые свидетели того, что ему довелось пережить. Хотя с уверенностью можно сказать, что писал он не обо всем.
- Ну вот я уже на новом месте и нахожусь здесь уже три дня. Уехали мы оттуда 16 июня, а 17-го утром уже были тут. До Самарканда ехали на машинах, дальше летели на самолете, на этом же самолете улетели отсюда дембеля: все веселые, а тут хоть плачь, кругом снова горы, а в горах - тоска. Буду я здесь шофером, уже получил машину. Я попал сюда вместе с двумя ребятами из Спас-Деменска, остальных разбросали кого куда. Живем в палатках, здесь зданий почти нет, света нет. Подъем в 5 часов, сразу на зарядку, а потом по расписанию. Здесь люди живут, как мы жили в 17 веке: на всю страну две асфальтовые дороги и пашут еще деревянной сохой. А как же тут порой бывает скучно и тоскливо... Весь всегда в напряжении, ведь каждую минуту может произойти какая-то грустная история, которые здесь уже были. В следующий раз напишу больше, сейчас нет бумаги... ...Дни идут и идут, жаркий день сменяет холодную ночь, спишь сейчас в сутки 3-4 часа и уже как-то привык к этому, иногда бываешь голодный, но это не главное, главное, прошел еще один день. Мы по-прежнему в горах, и точно, наверное, никто не знает, сколько мы еще здесь будем. По-прежнему ночью мерзнем на посту, особенно, если есть ветер, промерзаешь до костей и с нетерпением ждешь утро, так как с рассветом приходит тепло.
Настрой в письмах родителям бодрый:
- Получил машину. Буду шофером. Сбылась моя мечта. Жара здесь стоит ужасная, к тому же дуют сильные ветры с песком. Растительности вокруг никакой. За меня не беспокойтесь, пройдут два года и снова буду с вами.
Но с другом был откровеннее:
- Попал туда, откуда не все возвращаются. Были на задании, вернулся живой, а как будет завтра - неизвестно. Если вдруг погибну, поклонись от меня родной земле...

Дом, где жил Евгений Анашкин.

Горячая пора

Письма начала 1982 года стали другими. Чувствовалось, как меняется характер нашего бойца. Острой болью и тяжким бременем отзывалась в его сердце гибель товарищей...
В апреле 1982 года он отправит на Родину своей Мариночке, как называл ее во всех письмах, последнее короткое письмо, видно, что он принимался его писать не один раз и очень торопился:
- У нас сейчас горячая пора, душманы оборзели совсем, и мы часто ходим в рейды, вот поэтому с днем 8 Марта мне не удалось никого поздравить... В рейде интересно, но и очень опасно. Больше всего ездим в Герат.
Он поздравлял любимую девушку с днем рождения, извинялся, что не на открытке, желал ей счастья, быть всегда веселой и не забывать его...
К тому времени, когда Марина получит это письмо, Евгения уже не будет в живых.

Образец мужества

Отвечая на запрос новоалександровских школьников о том, как погиб Евгений Анашкин, командир подразделения написал:
- Ведя боевые действия, расчет артиллерийской установки вел сокрушающий огонь по мятежникам, отражая одну атаку за другой. Мощный огонь артиллерии обеспечил успех выполнения боевой операции другим подразделениям. При возвращении с боевой операции машина была обстреляна мятежниками. Было пробито колесо, и машина начала терять управление. Евгений не покинул машину, а до конца боролся за управление ею и за жизнь товарищей, находящихся в кузове. Но машина получила серьезные повреждения - справиться с ней было практически невозможно. Ее занесло в овраг. Воспитанник Ленинского комсомола Евгений до конца выполнял свой комсомольский и интернациональный долг. Явился образцом мужества и героизма, твердости и преданности Коммунистической партии и Советского правительства. Для нас, боевых товарищей, Евгений остался в памяти как добрый, отзывчивый, исполнительный товарищ. Он хорошо знал вверенную ему боевую технику и оружие и поддерживал его в постоянной боевой готовности. Пусть его жизнь для вас послужит примером выполнения своего гражданского и военного долга.

Навеки   девятнадцатилетний

21 апреля 1982 года Евгения хоронили на Новоалександровском кладбище. И не было в поселке человека, кого бы не потрясло горе в семье Анашкиных. И не было слов, которые могли бы утешить родителей.
Земляки и сегодня, спустя четыре десятилетия, не забывают о своем герое. И в этом году, по сложившейся традиции, 9 апреля учащиеся Новоалександровской школы принесут цветы на могилу рядового Евгения Анашкина. Его имя носит улица, где он жил, в школе, где учился, ему посвящены уголок славы и парта Героя в Спас-Деменске в сквере Героев, установлена стела.
Зарницей мелькнув в судьбах тех, кто его знал, Евгений будет вечно жить в их воспоминаниях, озаренных ярким, теплым и добрым светом его совестливой души. В школе, где он учился, на уроках мужества снова и снова будут рассказывать о том, каким он парнем был.
Галина Герасимова.
Выражаем благодарность педагогам Новоалександровской средней школы за предоставленные документы, фото и письма, которые были использованы при подготовке материала.