Сложности в поведении подрастающего поколения имеют свои причины. Познайте, что движет вашим ребенком, его мотив, удовлетворите его потребности, и это приведет к изменению поведения в лучшую сторону.
Выбирать хорошее
«Важно направлять ребёнка на хорошее и демонстрировать хорошее, чтобы он был заинтересован в выборе хорошего... А если родители чувствуют себя беспомощными, дети начинают управлять ими. Дети целеустремленные, своевольные и знают, чего хотят. Трудно придётся тогда родителям и детям. Дети постепенно будут наращивать свою власть. Воспитание детей - это подвиг ежеминутный» - говорил протоиерей Дмитрий Смирнов. Например, ребёнок посмотрел 2 мультика и просит третий. Можно запретить и обвинить ребёнка в его желании: «Как тебе не стыдно, тебе дай волю, смотрел бы мультики целый день», а лучше сказать по-другому: «Да, я понимаю, мультик интересный, тебе бы еще хотелось посмотреть, но посмотрим завтра, сегодня два и все. Ты расстроен, сердишься на меня? В таком запрете, сохраняется любовь», - отмечает психолог Л. Петрановская.
Из крайности - в крайность
Физические наказания, молчание и игнорирование, крик, оскорбления, публичные унижения. Они не учат ребёнка вести себя лучше. Учат тому, что кто сильнее, тот и прав; делать крах из ошибки. Ребенок не чувствует опору в близких, а лишь своё одиночество. Дети вырастают с заниженной самооценкой, не доверяющие никому, со множеством внутренних проблем, замкнутые или, наоборот, стремящиеся подавить всех, в том числе и родителей.
А если все разрешать, у них формируется нездоровый эгоизм, это делает их слабыми и неприспособленными к жизни. Искусственное взращивание или безнаказанность, вседозволенность - это в конечном итоге отказ в социализации, пренебрежение, уклонение от родительских обязанностей, когда ребёнку разрешено все. Например, хоть на проезжую часть беги, пусть машины тебя объезжают.
Говорите с ребенком
Есть способы, формирующие осознанное поведение у детей, обучающие выбирать лучшее решение и извлекать из ошибки полезные выводы, помогающие идти дальше с поддержкой близких:
Логические или естественные последствия, когда есть прямая связь последствий с проблемой поведения. Чем проще и логичнее эта связь, тем легче ребенку будет ее запомнить. Она помогает детям увидеть, что их выбор имеет прямые последствия. Например, если ребёнок отказывается убирать свой грузовик, то не позволяйте играть с ним до конца дня или «Ты без телевизора до конца дня, но ты сможешь смотреть его завтра, собрав свои игрушки сразу, как попрошу» или «Чайник горячий - дотронешься, обожжёшься».
Исправление совершенного, извинение. Например, если ребёнок разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку. Если обидел кого-то, попросите извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать и подарить рисунок вместо разорванной картинки.
Награда за хорошее поведение. Обращайте внимание на хорошее поведение своего ребёнка. Например: «Меня порадовало, что ты сегодня помогал бабушке с уборкой». Когда в комнате несколько детей, уделяйте больше внимания и хвалите детей, которые соблюдают правила и ведут себя хорошо.
Игнорирование мелких поступков. Например, делать вид, что не слышите жалобы или нытье ребёнка. Затем, когда он вежливо просит или ведет себя хорошо, верните ему свое внимание.
Тайм-аут - это способ успокоиться, подумать и помочь ребенку вернуть контроль над собой и над ситуацией, а не наказание за то, что вы сердитесь. По истечении временного исключения ребенка из ситуации, оставив его в тишине или просто прекратив ситуацию вокруг него (например, убрать игрушки, которыми кидается ребенок, или забрать краски, которыми он рисует на стенах), когда он успокоился, поговорите. Обсудите, что произошло, почему такие последствия, что он может сделать по-другому в следующий раз, как сделать лучший выбор. Тем самым вы показываете, что любите его и готовы помочь вести себя лучше в будущем. Тайм-аут подходит, если вашему ребенку от 2 до 10 лет и с ним создана прочная связь (играете, смеетесь и веселитесь вместе - много позитивного общения). Считается, что максимальная продолжительность тайм-аута не должна превышать в минутах количество лет ребенка (трехлетку не стоит ставить в угол дольше 3 минут). Например, сделайте ребенку устное предупреждение «Перестань бить брата, иначе мне придется устроить тебе тайм-аут» или «Давай ты успокоишься, я успокоюсь, и мы подумаем, как решить эту проблему». Если между вами и ребёнком возникает сопротивление, то старайтесь стать с ребёнком на одну сторону, превратить это в борьбу между вашим союзом и ситуацией.
Обучение новым навыкам. Изложите проблему вслух, например «Тебе не с кем поиграть на перемене». Помогите ребёнку разработать как минимум 5 возможных решений проблемы: «Подумай, какие есть способы решить эту проблему? Есть другой способ?». Стимулируйте его говорить обо всех способах, которые приходят ему в голову (хороших, глупых, смешных). Определите плюсы и минусы каждого способа и возможные последствия. Предложите ребёнку выбрать решение, опробовать его и посмотреть, что получится. Если не сработает, то всегда можно попробовать другое решение из списка. Поощряйте путь непрерывного обучения.
Любовь и поддержка
Необходимо учить детей опираться на себя, брать на себя ответственность и принимать решения:
- поддерживать инициативу ребенка;
- давать обратную связь, чтобы он мог понять, что он сделал не правильно и что порадовало;
- любить ребёнка, уделять ему время и внимание.
Старайтесь быть чутким родителем: внимательно относиться к своему ребёнку, понимать, что именно он хочет, и действовать в его интересах.
Важно, чтобы семья была тылом, а не местом боя, местом, где поймут и примут ребёнка, чтобы он ни сделал. Именно из семьи вырастает самооценка, способность справляться с трудностями, противостоять опасности.
Н. Архипова,
психолог ГБУЗ КО «КОЦОЗиМП».