Как говорится, покупатель всегда прав! Мы с вами все покупатели. И не важно, что мы покупаем. Это может быть не только покупка каких-то продуктов питания или товаров для дома. Покупателями или потребителями мы являемся каждый раз, когда пользуемся какими-либо платными услугами. Это может быть посещение поликлиники, пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении или школе, оплата коммунальных услуг, покупка недвижимости и многое другое. При этом можно попасть в щепетильную ситуацию.

С какими проблемами сегодня сталкивается современный потребитель и как с минимальными затратами сил можно бороться за свои потребительские права? На эти и другие вопросы ответила главный специалист отдела экономического развития администрации МР «Спас-Деменский район» Любовь Янченко, курирующая вопросы защиты прав потребителей.

- Любовь Григорьевна, по сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций ежегодно определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Какова она в нынешнем году?
- В текущем году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции». Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Если мы не предпримем никаких попыток перейти на экологически чистые товары сейчас, в кратчайшие сроки мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией этих неэкологичных предметов. Мы живем в маленьком городке, и многим кажется, что нас это не касается, ведь у нас нет огромных заводов, которые бы загрязняли окружающую среду. Однако это не так. Наше бездумное отношение к природе, организация стихийных свалок в лесах также приводят к загрязнению воздуха, почвы и воды. И то, что мы оставим своим детям и внукам, напрямую зависит от нас с вами.

- Какова основная тематика жалоб, с которыми к вам обращаются потребители и много ли их было в прошлом году?
- Основные пять направлений жалоб, по которым обращаются спасдеменцы, такие же, как и в целом по всей стране - это коммунальные услуги, банковские, образовательные, бытовые, а также заявления на нарушение прав в сфере торговли - именно они являются самыми распространенными. За 2022 год по вопросам защиты прав потребителей в отдел обратились 30 человек. Это, конечно, мало, поэтому в первую очередь хочется поблагодарить руководителей предприятий, оказывающих платные услуги, руководителей торговли и общественного питания за налаженную работу с потребителями и решение спорных вопросов на месте.

- Что же делать потребителю, если все-таки его права были нарушены?
- В первую очередь необходимо написать претензию в торговое предприятие или предприятие, оказывающее определенную услугу. Если в течение десяти дней с момента подачи претензии ответа не поступило, необходимо составить исковое заявление в суд. Чтобы такого не случилось, прежде всего нужно внимательно ознакомиться с тем, что продается, кто продает и кем это изготовлено, с условиями замены и возврата товара, а также получить информацию о составе товара, порядке и правилах его эксплуатации. Не бояться задавать эти вопросы. Ведь это является первым этапом защиты своих прав. Если подавляющая часть общества не будет бояться отстаивать свои права, у производителя просто не останется выбора, кроме как поставлять на рынок товар заявленного качества.

- Сегодня в рамках реализации стратегии по противодействию незаконному обороту продукции все большую активность приобретает единая система маркировки «Честный знак». Расскажите, в чем ее польза и как она работает?
- Обязательная маркировка «Честный знак» призвана отслеживать движение продукции от производителя или импортера до прилавка и бороться с контрафактной и низкокачественной продукцией. Индивидуальные предприниматели и организации района к нововведению отнеслись с пониманием и закупили необходимое оборудование, программное обеспечение и обучили персонал, чтобы любой из нас с вами смог стать своего рода ревизором. Для этого всего лишь надо установить на телефон приложение «Честный знак», далее с его помощью отсканировать специальный код с упаковки продукта. Он напоминает QR-код и выглядит как квадрат или прямоугольник с точками и полосками. При наведении на него камеры приложение считывает знак и выдает надпись: если она желтого цвета - значит код подлинный и продукция легальная. Красная надпись означает, что товар не найден в системе, а значит, является контрафактным.
Также с помощью приложения можно сканировать значки на упаковках и фискальные чеки и расшифровывать их значение. Таким образом можно проследить всю историю товара, в том числе и его срок годности. В системе «Честный знак» по такому коду также можно ознакомиться с ветеринарным документом на молочную продукцию (для этих продуктов маркировка только сейчас становится обязательной): если он есть - значит продукция безопасна. Уже сейчас с помощью приложения можно проверить шубы, табак, обувь, лекарства, фотоаппаратуру, шины, текстиль, парфюмерию. В ближайшее время планируется разместить «Умный знак» на всех продуктах и товарах.

- Любовь Григорьевна, какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать обмана со стороны недобросовестных продавцов.
- Чтобы вас не обманули, соблюдайте несколько простых правил: всегда перепроверяйте стоимость покупок в чеке, не ленитесь пересчитывать, хотя бы приблизительно, потраченную сумму, делайте покупки более рационально, покупайте у проверенных продавцов. Согласитесь, бдительность еще никому не приносила плохих результатов.
Екатерина Никишкина.
Фото автора.

Цифры и факты

В единый районный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства включено 26 малых предприятий и 176 индивидуальных предпринимателей. Здесь работает 17% от всех занятых в экономике. 
 
На потребительском рынке Спас-Деменского района осуществляют деятельность 8 организаций - юридических лиц и 72  индивидуальных предпринимателя, 10 сомозанятых граждан, работающих в сфере торговли, общественного питания и  платных услуг.
  
Функционируют 75 стационарных магазинов, 2 автомагазина районного потребительского общества. В сфере  общественного питания действуют 1 кафе и 5 столовых. Население района обслуживают шесть аптек. Работают три предприятия  федеральных торговых сетей.
   
Действуют  две еженедельные ярмарки выходного дня на 50 мест, организуемые муниципалитетом городского поселения и Спас-Деменским  районным потребительским обществом. В планах администрации - обустройство городского рынка.
 
С 2022 года в Спас-Деменске действуют 2 интернет-магазина.
 
В расчете на душу населения в текущем году продано товаров на 138  тыс. руб. - 95%  к прошлогоднему уровню в сопоставимой оценке (при годовом росте цен на товары на 17%).
 
В районе действуют 4 авторемонтные мастерские и две автомойки, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам. Работают две муниципальные общественные бани, обслуживаемые МУП «Благоустройство», три парикмахерские и маникюрный салон, пользуются спросом услуги фотосалона и отдела фотоуслуг индивидуальных предпринимателей, ремонта и пошива одежды.