2 февраля, когда в России отмечают День разгрома немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве, жительница Спас-Деменска В.К. Иванюшкина вспоминает своего отца: в боях под Сталинградом он получил тяжелейшее ранение, которое привело к инвалидности.

Накануне памятной даты Валентина Кирилловна рассказала, как ее отец сражался с фашистами, что ему и его семье довелось пережить в сороковые роковые.

Когда  все рушится...

Мой отец Кирилл Васильевич Иванюшкин родился в 1908 году в д. Липовка Буднянского сельсовета. Его родители Василий Яковлевич и Евдокия Романовна - мои бабушка и дедушка, были крестьянами, жили своим трудом. Отец выучился в Смоленске на портного, после чего устроился на работу в спас-деменскую артель закройщиком. Женился. В жены взял Анну Гурьевну Савину из д. Лубинка. Жили они дружно, построили на улице Октябрьская просторный дом, завели хозяйство.
К началу Великой Отечественной войны у родителей было трое детей: я, старший брат Анатолий и младший Владимир. Казалось бы, живи да радуйся. Но все планы летом 1941 перечеркнула война, разрушила мечты, принесла столько горя...
В первый же день войны отец ушел на призывной пункт. До отправки на фронт выполнял задания военкома по эвакуации. Когда немцы подошли к Ипоти, наши готовили к отправке в тыл архив военкомата. Отец рассказывал, что на машине они поехали в сторону Лазинок. Вскоре их остановили военные и сказали, что дальше ехать нельзя, там немцы. Им пришлось свернуть на дорогу, где еще можно было проехать. Архив они сдали в Малоярославце в целости и сохранности, как и полагается.

Работники спас-деменской артели.
Сидит крайний справа - К. В. Иванюшкин (1936-1937 г.).

 

Позади - Москва

Перед отправкой на фронт отца отправили в учебный пункт под Москвой, где он учился на пулеметчика. А потом - на фронт. Вместе с другими бойцами он защищал подступы к Москве. Бои были страшные, под Можайском группа наших попала в окружение. Голодные, но не сломленные, пробирались они к своим. Их спасли крестьянская хватка, сила воли и неубранное поле капусты и свеклы. Из окружения они вышли.
Отец рассказывал, что однажды во время бомбежки, когда снаряды разрывались один за другим, кто-то предложил спрятаться в ближайшей воронке. Мол, снаряд в одно и то же место два раза не попадает... Они туда спустились. А потом у отца заныло сердце и он захотел выбраться. Вместе с ним воронку покинул еще один солдат, а через минуту в нее упала очередная бомба...
Немцы рвались к Москве. В одном из сражений отец получил ранение, настолько тяжелое, что его внесли в списки погибших. Он говорил, что вытаскивали его из-под обстрела два санитара, один из которых был еврей, а второй - цыган. Всю жизнь он вспоминал их и благодарил за спасение.
А потом был Сталинград и еще одно ранение, тоже тяжелое. Вместе с другими ранеными его повезли на пароходе в Астрахань. Волга была заминирована, но все обошлось благополучно. Из Астрахани переправили в Оренбургскую область. Несколько месяцев он лечился в госпитале на станции Медная. Его здоровье заметно пошатнулось. Домой он вернулся на костылях.
Родного дома, еще до войны выстроенного своими руками, он не нашел. На его месте остались следы пожарища. Что случилось? Где семья? Живы ли они? Никто не знает, что в тот момент чувствовал мой отец - израненный солдат, едва стоявший на ногах.
Добросердечный сосед взял его на квартиру, он же и рассказал, что его жену и детей в период оккупации немцы угнали в Рославль...

Кирилл Васильевич Иванюшкин с женой Анной Гурьевной
возле дома на ул. Садовая, май 1986 г.

Все сгорело

Но до того, как попасть под Рославль, семью постигла незавидная участь. В одну из ночей октября 1942 года снаряд упал на наш сарай. Там в это время находилась живность: корова, поросенок, куры. Все сгорело.
Огонь переметнулся на дом. А мы крепко спали. Первым проснулся младший брат, трехлетний Володя, плакал, просил пить. Мама встала и схватилась за сердце: она увидела пламя пожарища. Выбросила через окно старшего брата Толю, меня с Володей, завернув в одно одеяло, а потом и свекровь. Выскочила сама, едва накинув что-то на себя.
Дом пылал как свечка. Соседи прибежали, выхватили ухваты, кочергу. А зачем они теперь? Наш дом сгорел дотла, огонь был такой силы, что попеклась картошка, ссыпанная на зиму в подполье. Мама плакала, понимая, что ей и детям грозит голод. Мой старший брат ее успокаивал: «Не плачь, мама, мы будем сыты, у нас картошка печеная есть». Некоторое время пожили у одних соседей, другие нам приносили еду: молоко, сало, кто что мог. А потом мы уехали в д. Липовку, на родину отца.
Мама рассказывала, что в августе 1943 года немцы выгнали жителей деревни из домов и погнали в сторону Белоруссии. Кто шел, кто ехал. Бабушка сидела на телеге и держала меня на руках, моего маленького брата вез какой-то мальчик на велосипеде, а мама со старшим братом шли пешком. В какой-то деревне нас расселили по домам.
Домой мы вернулись в октябре 1943, когда немцев выбили из наших краев. Встретились с отцом. Радовались и плакали от счастья.
В октябре этого года мой старший брат пошел в первый класс - к тому времени ему исполнилось 9 лет.

Память живет

После войны мать и отец старались изо всех сил, чтобы обеспечить нас, уже четверых детей, в 1945 году появилась на свет сестра Нина. К нам приходили люди, которым отец шил костюмы, брюки и другие вещи.
Родители учили нас не бояться работы и брать ответственность на себя. Старший брат Анатолий после школы окончил авиационный институт. Он стал доктором технических наук, принимал участие в разработке самолета МиГ. Владимир стал первоклассным слесарем, много лет работал на «Запорожстали». Его портрет был на городской Доске почета среди лучших работников. Я после окончания техникума по специальности «банковское дело» много лет работала в Госбанке. Младшая сестра Нина окончила школу с золотой медалью, в Рязанском мединституте получила высшее образование и работала врачом в санэпидслужбе.
...Память об отце живет в наших сердцах. Наш отец - настоящий герой, с сильным и волевым характером. Он не жаловался на трудности, но когда смотрел телепередачи или фильмы о войне, не мог унять слез...

                                   К. В. Иванюшкин.

 
За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, К.В. Иванюшкин награжден:
 
• медалью «За оборону Москвы»,
• медалью «За оборону Сталинграда»,
• двумя орденами Отечественной войны 2-й степени,
• медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
• и многочисленными юбилейными медалями.


Подготовила  Галина Герасимова.