Подглядываем за уроком вместе с родителями

Регулярно наблюдая за тем, как изящно и грациозно ведут себя на сцене юные дарования, мы решили понаблюдать за процессом подготовки танцевального номера: от начала до кульминации. Для этого отправились в районный Дом культуры, в танцевальном зале которого более 20 лет уроки танцев преподает опытный балетмейстер и замечательный педагог Татьяна Никишкина.

Как проходит урок

Состав детского танцевального коллектива «Адреналин», где занимается 46 детей, разбит на четыре возрастные группы: от самых маленьких пяти-шести лет до 16. Для каждой из них разработана своя система занятий по два урока в неделю. Каждое занятие продолжительностью час разделено на три части. Сначала дети делают разминку и разогревают мышцы. Упражнения выполняют с использованием эластичных лент, блоков для йоги и теннисных мячей. Все это необходимо для формирования красивого подъема стопы, профилактики плоскостопия и укрепления связок и мышц. Кстати, весь необходимый инвентарь для занятий приобрели родители.
После разминки дети переходят к занятиям у станка. Наступает время усиленной, но статичной, поэтому немного скучной работы для девчонок и мальчишек. При любой возможности они стараются оторваться от станка и удобно расположиться вокруг преподавателя, уговаривая Татьяну Николаевну как можно скорее приступить к разучиванию новых танцевальных элементов - это и есть последняя заключительная часть урока, во время которой дети отрабатывают выученные ранее танцевальные движения и разучивают новые. Иногда одночасового занятия бывает недостаточно и приходится задержаться, но девчонок и мальчишек это не удивляет, уже привыкли.

Атмосфера  занятий

Конечно, атмосфера во многом зависит от преподавателя. Татьяна Никишкина - опытный хореограф, замечательный преподаватель танцев, сама мама, поэтому легко находит подход ко всем детям. Девочки постарше и вовсе считают, что им очень повезло с учительницей. Несмотря на то, что на уроке жесткая дисциплина, никого не ругают, все элементы разбираются очень подробно, в любой момент можно задать вопрос, а иногда и вовсе пошутить.
Помимо всего этого атмосферу создает музыка. На каждый элемент разминки и работы у станка подбирается классическая или современная музыка. Как пояснила балетмейстер, это тоже очень важно. А еще на занятиях Татьяна Николаевна уделяет большое внимание импровизации, чтобы развить творческие способности детей.

А как будет  по-русски?

Самое интересное для людей, которые никогда не занимались танцами, это язык, на котором говорят во время занятий. Он совершенно особенный. Названия упражнений для разминки - образные и смешные, а названия танцевальных элементов и вовсе звучат на французском языке, но детишки хорошо ориентируются в них.
Приведем несколько примеров:
кошечка, волна - упражнения на гибкость;
плие - приседание;
батманы - движения вытянутой рабочей ногой;
батман тандю - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола;
жете - бросок ноги на месте или в прыжке;
первая выворотная - одна из шести позиций ног.
Несмотря на «страшные» названия, дети легко их запоминают. А родителям советует Татьяна Николаевна лучше познакомиться со всеми хореографическими терминами, чтобы поддержать беседу и знать, о чем рассказывает ребенок.
Екатерина ЛЕВКИНА.
Фото автора.

Во время небольшого перерыва, пока одни юные участники танцевального коллектива «Адреналин», переодеваясь, спешили домой после занятия, а другие еще только готовились к началу урока, нам удалось поговорить с Татьяной Николаевной о танцах, о возможностях, которые они открывают, об их влиянии на развитие ребенка и о многом другом.

- Татьяна Николаевна, обязательно ли иметь врожденные способности, чтобы научиться танцевать?
- Я считаю, что в жизни нет ничего невозможного, если есть желание. Ко мне приходят разные дети: кто-то больше склонен к танцам, кто-то меньше, но беру я всех. Практика показала, что любые способности можно развить с помощью труда.

- Наверное, чтобы преподавать танцы, надо очень любить детей?
- Абсолютно согласна. Будешь их любить - они будут из тебя знания забирать, впитывать их, как губки. Я преподаю более 20 лет и за это время научилась детей «сортировать». По детям, пришедшим на танцы впервые, сразу видно: этот моментально воспринимает, с этим надо поработать, с другим надо поласковее, а с третьим, наоборот - построже. Бывает, что у некоторых не очень получается, приходится подбадривать и хвалить, а потом смотришь - подтянулись, и уже все выходит, как надо. Но вообще это непросто. Прихожу домой, как выжатый лимон. Но я все равно люблю свою работу и не представляю для себя другой.

- Многие считают, что танец - это больше для девочек, а мальчишки должны заниматься спортом. В «Адреналине» занимаются мальчики?
- Занимаются, но не так много, как хотелось бы - их всего пятеро. Танцы - вообще универсальный вид занятий и идеально подходят как девочкам, так и мальчикам. Они позволяют направить безграничную энергию детей в нужное русло и укрепляют здоровье, например, исправляют проблемы с осанкой, которые сегодня, к сожалению, не редкость. Движение и музыка формируют координацию, артистичность, развивают слуховую, зрительную и мышечную память.

- Татьяна Николаевна, у вас занимаются танцами и взрослые. Расскажите немного об этом.
- Много лет подряд на районной сцене яркие грани своего творчества демонстрирует танцевальный коллектив «Сюрприз». А вот коллектив «Мечта» появился совсем недавно, однако он также активно и уверенно участвует в творческой жизни нашего района. В женских коллективах занимаются 20 человек. Занятия проходят один раз в неделю.

- Что для вас значит ваша работа?
- Танцы - такой вид деятельности, где учиться нужно всегда. Не только задаешь ребенку движения: «Раз - два - три, построились», ты еще должен быть и актером, и режиссером, и постановщиком. Нужно правильно выбрать мелодию, чтобы она нашла отклик у зрителей. Необходимо на нее наложить танцевальные движения, чтобы было несложно для детей, а зрителям интересно было смотреть на сцену. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо проделать колоссальную работу: не только выучить движения, но и удивить этим публику. Мы с детьми работаем в тандеме и стараемся подарить окружающим хорошее настроение, поделиться с ними своим душевным теплом и талантом.

- Спасибо за интересную беседу.