Во время поисково-полевых работ отряды, занимающиеся данной деятельностью, находят вместе с останками солдат, павших в боях, их личные вещи, снаряжение. По этим, на наш взгляд, бесценным находкам можно о многом сказать: воссоздать жизнь бойца на фронте, какой они вели быт, какие вещи были дороги их сердцу. А самое главное - есть возможность донести эти экспонаты до наших потомков, воссоздать фрагменты истории Великой Отечественной войны. Наш поисковый отряд «Рубеж» тоже находит и бережно хранит такие экспонаты. Мы посещаем школы, показываем детям военные находки. Хочется и читателям газеты рассказать об этом.


Одной из бесценных, по мнению поисковиков, вещью, которую при поднятии солдата всегда хочется найти, является солдатский медальон. На основании «Положения о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время» от 15 марта 1941 года № 138, которое действовало всю войну, каждый солдат нашей армии должен был при себе иметь личный опознавательный знак. С 1941 по ноябрь 1942 года был медальон, состоящий из эбонитовой капсулы с накручивающейся на нее крышечкой. Внутрь помещался бумажный вкладыш с персональными данными солдата (фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание, адрес рождения, данные о семье, каким РВК призван). При поисковых работах у многих возникает вопрос, почему так мало убитых солдат имеют при себе медальоны. Информации мало, но одна из версий - многие солдаты были суеверны и считали, что если носишь его с собой, то будешь убит. Медальоны получили название «смертный». Капсулу нередко использовали не по назначению, в быту, из него можно было сделать мундштук или хранить в нем бытовую мелочь. Во время поисковых работ в районе Гнездиловской высоты найден был медальон, при вскрытии которого обнаружили записку с завернутой в нее швейной иглой, ржавчина разрушила все.
Еще одна причина отсутствия медальона у солдата - несовершенство и часто меняющаяся система учета личного состава РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии) в начале войны. В случае гибели солдата один экземпляр вкладыша изымался похоронной командой и сдавался в штаб части. Второй оставался в медальоне при погибшем. Но в реальных условиях это не всегда выполнялось. Медальон или не забирали, и он оставался при бойце, или изымался полностью и составлялись списки безвозвратных потерь. Встречаются и самодельные капсулы, сделанные из гильзы от патрона, и при отсутствии стандартного бланка записки на клочке бумаги. Писали разными чернилами. Современными спектральными приборами можно прочесть записи тушью, графитом, типографской краской, более сложно расшифровать запись, сделанную чернилами на растительной основе. В конце 1942 года медальоны были сняты со снабжения. Солдатам стали выдавать красноармейские книжки с персональным номером бойца и всеми его данными.
Еще одним неизменным спутником солдата на фронте, была каска, а точнее - стальной шлем СШ - 40 (Лысьвенская каска). Она использовалась во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы до создания более современных моделей. В годы войны каски выпускались на металлургических заводах «Красный Октябрь» в Сталинграде, пока там не начались боевые действия, и Лысьвенском на Урале. Из готовой партии шлемов отбирали часть для испытания на бронестойкость. Всего за годы войны в Лысьве было сделано более десяти миллионов защитных шлемов, спасших миллионы жизней. Каждый солдат знал, что каска - это средство защиты. Находя ее во время поисковых работ, можно увидеть след от пули или осколка. Солдатская каска стала символом воина-победителя.
Особо хочется отметить наградной знак «Гвардия». В 2021 году вблизи деревни Надежда СП «Село Павлиново» в ходе поисковых работ нашим отрядом была найдена воронка с погибшими бойцами РККА. Солдаты были с личными вещами, среди которых мы нашли пять знаков «Гвардия». Этот нагрудный знак - символ мужества, отваги бойцов и офицеров, войсковых соединений был утвержден 21 мая 1942 года. Им награждали тех, кто героически себя проявил в военное время. Вручение гвардейских знаков в годы Великой Отечественной войны проходило в торжественной обстановке, на общем построении, с выносом знамени подразделения. Причем награждались солдаты, принимавшие участие в боевых действиях. В дальнейшем этот знак присваивался всем, кто служил в гвардейских частях. В этой же воронке были найдены погоны. При дальнейшем их изучении выяснили, что это погоны артиллериста, на них изображены скрещенные между собой орудия. А вот установить звание не получилось.
В поиске находим много личных вещей, которые солдаты использовали в быту. Запомнились бритвенный станок, бережно замотанный в ткань, карандаш с самодельным колпачком, нить для штопки вещей. А чаще всего попадается солдатская ложка. Что же в ней особенного? Да то, что она тоже помогала воевать. Находясь на фронте, ни одного дня солдат не был голодным, везде работала полевая кухня. У каждого офицера и солдата была своя ложка. Носили ее за голенищем сапога или за поясом, ведь неизвестно, когда и где придется поесть. Ложки попадаются разные: общего образца алюминиевые, с нацарапанными инициалами, чтобы можно было отличить от чужой, или даже с данными, по которым можно восстановить имя солдата. Поэтому, если мы находим ложку, она тщательно очищается. Попадаются и другие вещи, по которым можем установить судьбу солдата: котелки, солдатские ботинки, портсигары, ножи - все они подлежат тщательному осмотру. На этих вещах солдат мог оставить надписи, по которым можно определить его судьбу и установить его имя. Для нас важно сохранить историю, особенно, если ее можно показать на подлинных экспонатах.
Вера ФИЛАТОВА.
Фото автора.