Праздники бывают разными: радостными и грустными. 30 октября в России отмечался День памяти жертв политических репрессий в СССР. День скорби.

Из послания Святейшего Патриарха Тихона Совету народных комиссаров 13/26 октября 1918 года:
«… Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью… . Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой «контрреволюционности».
За 1917-1918 годы были арестованы и расстреляны около 3000 священнослужителей. И это было только начало. Самыми страшными  для страны стали  1937-1938 годы - годы гонений не только на священство, но и на всех инакомыслящих… .
Процесс реабилитации жертв политических репрессий начался 25 февраля 1956 года с доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС. Но только 13 августа 1990 года был подписан указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов».  18 октября 1991 года был принят закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». И именно с 1991 года ежегодно 30 октября по всей России проходят траурные мероприятия в память о пострадавших в годы революционных преобразований… В том числе и у Соловецкого камня. Соловецкий камень  -  один из  первых памятников жертвам политических репрессий в СССР. Он представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа. ГУЛАГ - Главное Управление Лагерей.
 
Вспомним и мы имена земляков, пострадавших в грозные годы классовой (и не только) борьбы. В данном списке пострадавших, взятом как из соответствующих интернет-баз, так из базы данных (БД) четырёхтомника «Из бездны небытия» Калужской области, упоминаются аббревиатуры ИТЛ и ВМН. Для людей эпохи раннего социализма они были реальностью и не требовали пояснения. Для нас требуется разъяснения. ИТЛ - исправительно-трудовой лагерь. ВМН - высшая мера наказания. Расстрел.
Беляев Александр Владимирович - 1894 г. р., ур. и житель с. Понизовье Спас-Деменского р-на Западной обл., псаломщик, осужден по ст.58 п.10,11 УК РСФСР «тройкой» УГБ УНКВД Западной обл. 18 октября 1937г. на 10 лет ИТЛ.
Зерцалов Иван Федорович - 1869 г.р., ур. д.Пятницкое Спас-Деменского р-на Калужской обл., проживал в д. Кришенское Медынского р-на Калужской обл., священник церкви, б/п, осужден по ст.58 п.10 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Смоленской обл. 8 декабря 1937 г. на 10 лет.
Рождественский Александр Алексеевич - 1880 г.р., ур. г. Москвы, проживал в с. Понизовье Спас-Деменского р-на Калужской обл., священник, б/п, осужден по ст.58 п.10,11 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Западной обл. 18 октября 1937 года к  ВМН. Расстрелян 2 ноября 1937г. в 24 часа.
Соколов Григорий Иванович - 1871г.р., ур.с. Печки Мосальского р-на Смоленской обл., проживал в с. Захарово Износковского р-на Смоленской обл., священник, б/п, осужден по ст.58 п.10 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Смоленской обл. 20 ноября 1937г. на 10  лет.
 
Но не только священнослужители подверглись репрессиям в то время, но и учителя.
 
Тарасов  Михаил Васильевич. 
• Дата рождения: 1913 г. 
• Место рождения: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, д. Каленки. 
• Профессия/место работы: работал учителем.
• Место проживания: Спас-Деменский р-н, с. Лазинки. 
• Партийность: б/п. 
• Дата расстрела: 21 февраля 1938 г.
• Дата ареста: 1938 г. 
• Осуждение: 24 января 1938 г. 
• Осудивший орган: комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР. 
• Статья: ст. 58-4, 11 УК РСФСР. 
Приговор: ВМН.
 
Фомичев  Фрол Федорович. 
• Дата рождения: 1913 г. 
• Место рождения: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, дер. Капустное.
• Профессия/место работы: работал учителем Лазинской школы. 
• Место проживания: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, с. Лазинки. 
• Партийность: б/п. 
• Обвинение: по ст. 58 пп. 10, 11 УК РСФСР.
• Осуждение: 13 ноября 1937 г. 
• Осудивший орган: «тройка» при УНКВД Смоленской обл. 
• Статья: 58 пп. 10, 11 УК РСФСР. 
Приговор: 10 лет ИТЛ.
 
И это не единичные случаи. Аресты учителей проходили и в х. Новоалександровский.
 
Титов  Алексей Алексеевич 
• Дата рождения: 1893 г.
• Место рождения: Калужская губ., Жиздринский р-н, с. Бутчино.
• Профессия/место работы: работал учителем.
• Место проживания: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, с. Ново-Александровское.
• Партийность: б/п.
• Обвинение: по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
• Приговор: 10 лет ИТЛ.
 
 
Козьмина  Елена Павловна. 
• Дата рождения: 1924 г.
• Место рождения: Калужская обл., Спас-Деменский р-н, с. Понизовье.
• Профессия/место работы: работала учителем немецкого языка в Черепетской ср. школе.
• Место проживания: г. Мещовск Смоленской (ныне Калужской) области.
• Партийность: б/п.
• Где и кем арестован: УНКГБ по Тульской области.
• Осуждение: 12 ноября 1945 г.
• Осудивший орган: военный трибунал войск НКВД Московского округа.
• Приговор: 10 лет ИТЛ
• Дата освобождения: 1954 г.
• Дата реабилитации: 19 декабря 1957 г.
• Архивное дело: УФСБ по Калужской области.
 
А в 2022 году  «Мытищи - это Мы» опубликовало  видео, посвящённое  98-летию  Елены (Лидии) Павловны  Козьминой, в замужестве Посник. Анонс-вступление  начинается так: «В Мытищах есть люди, которым удалось обмануть время. Они стареют чуть медленнее, чем современники, и живут дольше, чем в среднем по статистике. О том, как прожить долгую и счастливую жизнь, нашему корреспонденту рассказала Елена Павловна Посник. Героине рубрики «Мытищи - это МЫ» недавно исполнилось 98 лет».
 
Расскажем и мы об этой женщине, не опираясь на эмоции. Итак, только факты.
Родилась в семье Павла Васильевича Кузьмина (Козьмина) в небольшом посёлке между Понизовьем и Малистовом. Поселок небольшой, всего три дома. Три дома, три семьи. Все родственники. Отец Лены был человеком серьезным, работящим и предприимчивым. В середине 30-х годов семья переехала на Дальний Восток. Отец работал в торговле. Приходилось общаться с разными людьми, с людьми различных национальностей. И в это время у девочки появился интерес к иностранным языкам.
Перед Великой Отечественной войной снова переезд…
Но о своей семье и о том, как совсем юной девушкой Елена оказалась за колючей проволокой, она рассказала сама. А в данной статье просто определим вехи ее жизни. 
 
ГУЛАГ
 
• 1945: арестована по обвинению в сотрудничестве с немцами, отправлена в тюрьму Тулы, потом Калуги.
• Октябрь 1945-го: приговор трибунала военного округа: 15 лет каторжных работ, после прошения о пересмотре сниженный до 10 лет лагерей.
• Март 1946-го: этапирована в Молотовск (Архангельская область). Из-за истощения попала в инвалидную команду, затем калькулятором на лагерную кухню.
• 1948: окончила медицинские курсы и начала работать фельдшером в лагерной больнице.
• Весна 1949-го: переведена в Тайшетлаг.
• Август 1949 - февраль 1950-го: этапирована на Колыму, оставлена на работу в больнице при пересыльном пункте в бухте Нагаево.
• Весна 1950-го: переведена в лагерь в Бутугычаге, работала на урановых рудниках, позже на лесоповале в лагере "Вакханка".
• Осень 1952-го: этапирована в Магадан, работала учетчицей на кирпичном заводе, позже - медсестрой.
• 24 июля 1954-го: по зачетам рабочих дней освобождена на год раньше окончания срока. Получила разрешение переехать в поселок Бузан Долгомостовского района Красноярского края по месту ссылки мужа Бориса Посника, с которым она познакомилась в лагере Молотовска, Борис  в Молотовске работал лагерным врачом.
 
Жизнь продолжалась:
• 1954. Рождение первенца. 
• 1957. Амнистия Елены и мужа. 
• 1960-е гг.  Возвращение в Европейскую часть СССР, учеба в Московском педагогическом институте иностранных языков (ныне Московский государственный лингвистический университет).
• До 1964 г. преподавала немецкий язык в восьмилетней школе поселка Текстильщик (теперь средняя школа № 22   г. Королёва).
• Затем работала методистом, заместителем директора по учебно-методической работе Московского областного института усовершенствования учителей. Была членом методического совета по немецкому языку при Министерстве просвещения РСФСР. 
 
Возможно, она покажется не очень религиозной, а  советским человеком, воспитанным в духе любви и смирения. Но в ней не было ожесточения, а только удивление чужой жестокости. В ней свет любви, христианской любви. И христианской мудрости.
Именно эта любовь и незлобие  помогли ей  выжить в лагере,  приобрести в лагере друзей, мужа, а также медицинскую специальность, чтобы помогать ближним…
А о любви Христа к людям она узнала,  ещё живя с родителями в Понизовье: родной брат отца был монахом. В последний раз она видела дядю перед отъездом на Дальний Восток. Он тайно  на один день заходил к поселковым  родным.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Вот вспомнили и мы о временах далеких, о людях,  безвременно ушедших. Их было много, даже очень много, людей, пострадавших за инакомыслие, за принадлежность к чуждому классу… Это и священники, и интеллигенция, и кулаки, и промышленники … Их было так много, что до наших времён дошли  жизнеописания лишь некоторых людей. А о жизни других память хранят  только следственные дела.
И тем ценнее свидетельство нашей землячки,  долгожительницы  из Мытищ Елены  Павловны  Посник о тех непростых временах строительства СССР. 
С. Амфитеатрова.