В течение  последней недели на мемориале «Гнездиловская высота» дважды состоялась передача останков погибших при освобождении  спас-деменской земли воинов. Долгих 79 лет они числились без вести пропавшими, но в результате кропотливой работы поисковиков из отряда «Рубеж» вновь обрели имя. Передача останков состоялась по просьбе родственников, приехавших в Спас-Деменск. Роль поисковиков отряда под командованием Александра Филатова велика и благородна. О деятельности отряда рассказала его боевой заместитель в семье и работе Вера Филатова.

Вот несколько вопросов, которые мы задали ей. 

- Как проходит поиск? Есть ли сложности? Нужно ли разрешение на эту деятельность? 
 
- Чтобы ехать что-то или кого-то искать, нужно в первую очередь изучить местность и знать, где проходили бои, где были сражения, атаки, штурмовые операции. Сначала идет архивная работа, а потом уже мы выезжаем на место. Наш отряд находится в поисковом реестре. В Калужской области 80 или около того поисковых отрядов. Берем разрешение через министерство обороны на работу в определенных районах. В этом году разрешения дали на Спас-Деменский, Барятинский и Мосальский районы. Каждый год участвуем в Вахте памяти. Обязательно изучаем журналы по технике безопасности, перед тем как начинать работать. С собой берем металлоискатели, карты аэро- и фотосъемок. 
В случае нахождения останков делаем археологический подъем, то есть обкапываем место находки. Если есть вода или болото, то все это зачищается специальной техникой. После этого нужно воссоздать картину, как погиб солдат, положение в момент смерти, какое оружие или личные предметы находились с ним рядом. Для этого мы расстилаем баннер и выкладываем на нем найденные останки  в нужной комбинации. Делаем фотоотчет, документируем. Акты перезахоронения проводятся через военного комиссара - им подписываются все нужные для этого документы. Сложнее всего восстанавливать картину санитарного захоронения, когда трупы солдат опускали в одну общую могилу. В случае нахождения личных вещей в таких местах трудно определить, каким останкам они принадлежат. Тогда мы прибегаем к методам экспертиз: ДНК-тесту, 5D воспроизведению внешности (если сохранился облик лица, череп). 
Для того, чтобы более ясно понять, где искать и в какое место выдвигаться, часто пользуемся документальной литературой, берем с собой карты местности, старые и самые новейшие, чтобы наложить старую на современную и четко видеть, где была бомбежка, а где выкопали траншею. Также в работе используем журналы боевых действий, боевые донесения по армиям. Занимаемся архивной работой, в основном  зимой, когда сложно проводить поисковые походы. 
 
-  Как давно занимаетесь этой деятельностью? 
 
- Поисковый отряд «Рубеж» был создан в 2008 году. Я вступила в него в 2020 году, и уже два года активно занимаюсь поисковой деятельностью в нем. 
 
- В период вашей работы в отряде были какие-то неординарные случаи? 
 
- Поисковая работа интересна. Часто бывает, что находим что-то необычное. У нынешнего защитника Сокова из личных вещей нашли карандаш, мундштук, коробочку для хранения спичек и медальон с запиской. К сожалению, между створок была вставлена игла, поэтому письмо, которое в нем находилось, просто сгнило с течением времени. Поняли только то, что адресовано оно было его жене, но что-либо еще разобрать не смогли. 
Находить личные вещи очень интересно. Люди носили с собой то, что дорого сердцу или то, что могло пригодиться в повседневной жизни. Один раз нашли моток ниток. 
 
- Можете поподробнее сказать что-нибудь конкретное про нашего сегодняшнего героя? 
 
- Все не расскажешь, потому что информации много. Он  1906 года рождения. Был девятым ребенком в семье, самым младшим. Уходил на войну, когда уже обзавелся семьей, имел жену (Сокова Матрена Андреевна) и пятерых  детей (трое из них умерли во младенчестве). Ушел на фронт и не вернулся. Жена не выходила больше замуж, одна воспитывала детей. Соков Т.И. был представлен к ордену Красной Звезды. С 10 на 11 марта его группа ушла на боевое задание в составе 10 человек (8 автоматчиков и двоек саперов), им нужно было подорвать линию железной дороги. Они зашли в тыл врага на семь-восемь километров. Успешно выполнив задание, шли назад, отстреливаясь. Вернулись в полк в полном составе. Руководство представило его к этой награде, но орден Красной Звезды он не получил, ему дали медаль «За отвагу».
Мы не говорим об этом вслух, потому что сведения взяты из одного военного донесения. Чтобы узнать конкретно точные данные по этим сведениям, нужно делать запрос в архивы Подольска. 
 
- Как нашли останки Сокова? 
 
- Случайности здесь не было. Незадолго до этого на этой же местности мы подняли останки Кабирова и еще двоих безымянных солдат. То есть, мы конкретно знаем, что на этом месте проходили бои, потому что это направление освобождения Спас-Деменского района. Бои шли между деревнями Хотиловкой и Лукино, это участок боевых действий. Думаю, мы еще долго будем здесь работать, потому что по известной нам информации там погибло  большое количество наших солдат.