Въезжая в город Спас-Деменск, на развилке двух дорог, ведущих на улицы Комарова и Освободителей, на пригорке среди молодого кустарника стоит памятник  воину-освободителю.  Рядом на мемориале  - список 57 фамилий спасдеменцев: солдат, офицеров, политработников, погибших в годы Великой Отечественной войны при защите нашей Родины. Скоро появится  фамилия за номером 58. О ней я расскажу ниже.
Чуть поодаль от памятника на постаменте стоит 76-миллиметровая пушка. Это тоже памятник нашему боевому орудию в годы войны. Около этой пушки всегда шумно от ребячьих голосов: здесь их любимое место для игр.
От памятника направо - наша улица. В начале 60-х годов, когда только что начиналось строительство новых домов и появились первые новоселы, улицу называли Высокой. Некоторые жители недоумевали: почему? А ведь это так и есть. На нее нельзя зайти  ни с какой стороны, чтобы не подняться пусть на небольшую, но горку.
Это название не прижилось. Районы с новыми домами в больших городах называли Черемушками. «Чем мы хуже тех жителей», - говорили новоселы. И переименовали с разрешения вышестоящих органов на улицу Черемушки. Так и называлась она более 20 лет. Не знали мы, что воины 146-й стрелковой дивизии, которые 6 августа 1943 года вели ожесточенные бои за город, ходатайствовали в высших инстанциях, чтобы одну из улиц Спас-Деменска назвать  в их честь, дав новое название - улица Освободителей. Эта честь выпала на нашу улицу. 
 
11
На снимке: А. Т. Долбежкина, бывшая учительница.
 
О переименовании ее жителей известили заранее. День 8 мая 1987 года выдался особенно холодным. Северный ледяной ветер гнал свинцовые тучи, с озера тянуло холодом, пронизывая до костей, было ощущение, что вот-вот выпадет снег. Это в мае-то месяце. Гости, бывшие воины, приехавшие из многих городов страны, не рассчитывали на такую погоду. Подняв воротники и ежась от холода, они терпеливо ждали начала митинга. Его открыл представитель РК КПСС А.М. Плохих. Слово предоставили военкому А.С. Пырчу, который говорил о мужестве воинов Советской Армии в годы войны. Выступили заслуженный деятель искусств РСФСР Ю.А. Цишевский, от жителей города - я.
Сейчас на доме №11 висит мемориальная доска с новым названием улицы. Поначалу оно было непривычно в произношении, а некоторые и сейчас сетуют на это, и письма нет-нет и да и приходят по старому адресу. Но можно ли не считаться с желанием тех, кто здоровьем, ценою своей жизни, самым дорогим, что есть у человека, заплатил за этот клочок земли, очищая наш город от коричневой чумы, чтобы дать нам возможность жить.
 
12
 
Итак, улица Освободителей. По обе стороны ее расположены двухэтажные дома, посреди проходит асфальтированная дорога. Дорога в 620 шагов. Я измеряла ее шагами, кивком отвечая на приветствия моих знакомых, чтобы не сбиться со счету, и когда оставался один шаг… Тут сделаю небольшое отступление, отойду от главной мысли и поведаю, что заставило меня остановиться.
День был на исходе. Стоя на пригорке, увидела, как солнце, этот огромный огненный шар, светило, едва коснувшись линии горизонта, медленно уходило за пять минут (это по моим наблюдениям, по астрономическим чуть больше или чуть меньше 5 минут). И надо было видеть, как облака и голубое небо осветились, как бы пропитались малиновым сиянием. Очень люблю смотреть на закаты, они, как и люди, не бывают одинаковыми. Но малиновый закат - это чудо. В наш суматошный, бестолковый век, когда мы все куда-то бежим, спешим, некогда нам посмотреть и полюбоваться небом, звездами, восходами - чудом, которое дарит нам природа.
Когда краски стали растворяться и блекнуть, повернулась лицом к улице и подумала, что на этой дороге в годы войны на каждом метре, на каждом шагу, которые сейчас отмеряла, была смерть и что дорога - это неотъемлемая часть нашей улицы, нашей жизни. 
По рассказам старожилов на этом месте до войны не было ни домов, ни улицы, ни дороги. Здесь размещалась машинно-тракторная станция с ее мастерскими. Далее шло поле с близко подступающим сосновым бором. В войну все это разрушили. После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков на этом месте появились огороды граждан. 
Земле, как и людям, в военное лихолетье было невероятно трудно. В черные дни оккупации ее топтал немецкий сапог, по ней со скрежетом громыхали вражеские танки со свастикой, ее бомбили, оставляя глубокие раны, она горела от пожаров, не высыхала от крови наших солдат и крови чужеземцев, она стонала, как и люди, от ужаса и горя. На нее падал враг, чтобы никогда не встать, тут умирали наши бойцы, борясь за правое дело, когда в предсмертных судорогах, как бы обняв землю в последний раз и припав к ней горячим сердцем, сжимая кулак, брали горсть родной земли.
Все это было. Мать-земля, земля кормилица, исстрадавшаяся и истерзанная войной, все выдержала и, как ей подобает, кормила народ с крошечных квадратных огородов.
Шло время. Строились новые дома, образовалась улица. Дорогу чистили, ровняли, приглаживали, одевали в асфальт, и катились по ней повозки, тележки, машины новоселов с нехитрым домашним скарбом. По ней ходил и ходит рабочий люд на работу, дети в школу, малыши в детский сад. По этой дороге уходили парни в армию, девчата уезжали учиться, работать в другие города, приезжая потом с семьями в родной дом. По этой дороге ежегодно 9 мая в праздник Победы и в день освобождения района проходит духовой оркестр, оглашая улицы боевым маршем, а благодарные жители города с цветами приходят к памятнику, чтобы почтить память павших воинов, покоящихся на нашей земле. По этой дороге провожают в последний путь.
В последний путь проводили одну из старейшин - Александру Федоровну Золотову. Она умерла в возрасте 97 лет. Встретилась недавно с ее дочерью Анной Васильевной Маминой, ранее работавшей в локомотивном депо. По рассказам дочери, мать прожила нелегкую жизнь. Рано лишившись мужа-кормильца, она одна воспитывала  пятерых детей. Не растерялась, не роптала на свою судьбу. Всю жизнь трудилась. Несмотря на невзгоды, была очень добрым человеком к детям, людям.
Горе и несчастье пришли в войну и в эту семью. Несколько лет жизни отняла смерть сына, которому не было и 25 лет.
Помните, дорогие читатели, о мемориале, где занесены имена 57 погибших наших земляков. 58 по счету будет фамилия старшего лейтенанта Георгия Васильевича Золотова. 
Родился он вторым ребенком в мае 1917 года, за шесть месяцев, как свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Еще в школе задумал стать летчиком. Это желание не пропало и тогда, когда окончил 10 классов. Но летчиком не стал, на приемной комиссии подвела травма, полученная раньше. Поступил, а в 1939 году окончил Харьковское танковое военное училище.
В 1941 году началась война. Нет, он не форсировал Днепр, не шел с боями через Варшаву, не расписывался на стенах райхстага. Воевал недолго в одном из районов Харьковской области, где когда-то учился. Там завязался бой с врагом, начавшийся 22 января и закончившийся 12 февраля 1942 года. Для старшего лейтенанта Г.В. Золотова он закончился на день раньше.
Вот что сказано в документах об участии его в этом сражении: 
«Старший лейтенант Г.В. Золотов показал себя смелым, решительным и инициативным командиром. Он первый на своем танке ворвался в район расположения дзотов противника, приняв весь огонь на себя, чем дал возможность нашей пехоте вплотную подойти без больших потерь к укрепленному району противника».
За проявленный подвиг и героизм Георгий Васильевич Золотов награжден орденом Ленина.
Уходя от Анны Васильевны, его сестры, добрым словом помянула  его и Александру Федоровну, с которой была знакома, и направилась в тринадцатую квартиру дома №8 к самой юной нашей жительнице Танечке Митрофановой. Ей идет третий месяц. Дверь квартиры открыла ее мама, на время прервав кормление дочери, а та, вновь прильнув к груди, тихо посапывала. Девочку назвали в честь бабушки, ушедшей из жизни совсем недавно, Татьяны Михайловны Бариновой. Семья из четырех человек живет в трехкомнатной квартире, где просторно, тепло и уютно. Есть все условия, чтобы девочка росла и развивалась нормально...
(Продолжение следует)
Л. Щеблова,
общественный корреспондент.