С детства мы постоянно  слышим, что для нашего комфортного существования трудятся полицейские, пожарные, медики. Но доводилось ли вам узнать, что за этим всем стоит не менее важный орган, который является центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях - Единая дежурная диспетчерская служба.
 
Всем жителям необходимо знать, что такое ЕДДС, для чего она предназначена и как с ней взаимодействовать. В ее ведении все происшествия: от упавшего дерева до техногенной катастрофы. В таких условиях диспетчерская служба обеспечивает сбор, обработку и представление собранной информации вышестоящим органам, а также подготовку вариантов возможных решений. Именно в центр ЕДДС района стекаются все звонки о потерявшихся людях, лопнувших трубах, упавших деревьях, авариях и прочих чрезвычайных и не очень ситуациях. Сообщения идут одно за другим. Оператор должен вежливо представиться, выслушать, ответить и поблагодарить за обращение, а также успокоить человека.
В нашем районе Единая дежурная диспетчерская служба создана в 2006 году. Небольшая комната по периметру заставлена компьютерами и телефонами. На ярких мониторах развернуты картинки, приковывающие внимание. На них - статистика вызовов, программы для приема звонков, карты поселений и много чего еще. Для эффективности рабочего процесса дежурят по два человека, чтобы не пропустить ни одного вызова. В основном один сотрудник работает по системе «112», другой отвечает на звонки - диспетчер. Диспетчеру всегда нужно быть начеку, чтобы среагировать на поступивший звонок, быстро принимать решения, а также всегда оставаться вежливым и спокойным. 
О том, как устроена работа в нашей ЕДДС и для чего она вообще нужна, рассказал начальник службы  Виталий Васильевич Потапов:
- ДС создают для оперативной работы. Например, если на место нужно вызвать и скорую, и полицию, то проще сразу позвонить нам. Здесь установлена система «112», которая соединена с оперативными диспетчерскими службами по локальной сети. У оператора есть специальная кнопка вызова всех этих служб. То есть, уменьшается время прохождения получения информации. Такой способ работы помогает сохранить больше жизней и уменьшить риски критических ситуаций.
Звонков всегда достаточно. Нельзя четко сказать, что запросов по определенным неполадкам больше, а по другим меньше. Для районов, подобных нашему, это, скорее, зависит от времени года. Допустим, летом, когда сильный дождь с градом, или осенью, когда пойдет первый снег - с началом природных катаклизмов. Основными причинами обращения являются нарушение режима электроснабжения или водоснабжения, а также некорректная работа коммунальных служб. За 2021 год по системе «112» было зарегистрировано 3262 звонка. Наибольшее количество зарегистрированных - вызов скорой помощи, вызов полиции, сообщения о пожарах. Кроме того, 2024 неактуальных вызова - балуются дети. Все звонки фиксируются специальной программой и проверяются в Калуге, поэтому с ложными звонками лучше не баловаться - чревато последствиями для шутников. 
Начальник - очень важная и ответственная должность, но в данной профессии не менее ответственная роль и у дежурных. Виталий Васильевич сообщил, что дежурные службы ЕДДС нашего района обучаются навыкам, необходимым в работе, в специальном  учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Калужской области (УМЦ). Помимо бесконечного приема вызовов сотрудники ЕДДС раз в год должны обучаться и отрабатывать навыки. Причем делать это приходится в основном, не отрываясь от работы. Например, отрабатываются ситуации с аварией на железной дороге. Дежурный должен подготовить карту места происшествия, отобразить на ней всю ситуацию, а еще подготовить пять различных документов. Крупные аварии в Спас-Деменске случаются нечасто. За последние два года произошла только одна по-настоящему крупная: ледяной дождь с градом и бушующий ветер повалили 14 деревьев, 10 из которых повредили провода, крыши частных домов и транспортные средства. Работникам ЕДДС в тот день пришлось нелегко.
На оперативного дежурного нигде не выучат, приходится постигать все хитрости службы в процессе работы. Такую работу, говорит начальник службы, выдерживают не все, хотя попробовать свои силы может любой. 
Полина Фитисова.
Фото автора.

На снимке: дежурный Игорь Капитоненков.