В I квартале 2022 года жители Калужской области направили в Банк России 421 обращение, что на 15% больше, чем за такой же период 2021 года. Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки населения и бизнеса.
Почти половина, 189 обращений, зафиксированных в январе-марте 2022 года, касались деятельности банков. Заемщики чаще интересовались условиями предоставления кредитных каникул и реструктуризацией кредита. Банк России оперативно не только объяснял суть изменений, но и восстанавливал права заявителей, когда подтверждались нарушения.
Основной причиной роста жалоб в отношении страховщиков (с 57 в I квартале 2021 года до 104 обращений в этом году) стало оформление полиса ОСАГО, в частности, неверное назначение коэффициента бонус-малус (КБМ) - 47 обращений. Эти обращения рассматриваются оперативно, и если КБМ рассчитан неправильно, страховая компания проводит его корректировку. Другими причинами стали отказы в заключении договора ОСАГО и проблемы с оформлением электронных полисов.
Число жалоб на микрофинансовые организации (МФО) выросло с 23 до 47. По большей части, проблемы касались деятельности МФО по предоставлению займов: взимание комиссий при продлении срока возврата займа, совершение действий, направленных на возврат задолженности, превышение предельного размера задолженности.
В I квартале увеличилось количество жалоб калужан на работу компаний на финансовом рынке без соответствующего разрешения, в том числе незаконно позиционирующих себя в качестве форекс-дилеров, - 30 обращений против 8 годом ранее. Нелегальные компании все активнее используют для привлечения клиентов Интернет, соцсети и мессенджеры. К примеру, для привлечения клиентов многие нелегальные форекс-дилеры заявляли о наличии лицензии зарубежного регулятора, но в большинстве случаев размещаемые на сайте компаний иностранные лицензии оказывались фиктивными.
«Прежде чем обратиться в финансовую организацию, проверьте ее легальность на сайте cbr.ru - у нее должна быть лицензия или разрешение Банка России на заявленную деятельность. Кроме того, уточните, не находится ли она в списке компаний с признаками нелегальной деятельности» - рассказала управляющий Калужским отделением Банка России Ирина Карлаш.
Калужское отделение Банка России напоминает, что обратиться за помощью к мегарегулятору можно через интернет-приемную на сайте Банка России. Круглосуточно работает телефон единого контактного центра - 8-800-300-30-00, звонок из регионов России   бесплатный. Для получения консультации, а также проверки статуса финансовой организации удобно также пользоваться бесплатным мобильным приложением «ЦБ онлайн».
Отделение по Калужской области
Главного управления Банка России

по Центральному федеральному округу.