Улицы города Спас-Деменска не похожи одна на другую,

на каждой из них есть что-то свое, особенное, выделяющее ее среди других

Вот и улица 8 Марта славится не только своими дружелюбными жителями, но и цветущими, ухоженными усадьбами. Словно сказочный терем стоит посреди улицы дом супругов Ворожеевых. Здесь каждая дощечка домашнего забора украшена искусно выпиленной ромашкой, а по стенам самого дома идут веточки с цветами и плывут по ажурным волнам золотые рыбки, целуются голубки. Радуют прохожих резные наличники и всевозможные декоративные элементы. Хозяин Юрий Сергеевич сделал его таким своими руками, а хозяйка Лариса Владимировна дополнила цветущими клумбами и красивыми кашпо. А еще на этой улице проживают две доброжелательные женщины, которые своим оптимизмом и жизнелюбием вызывают восхищение у окружающих. Это Вера Васильевна Бабурина и Прасковья Артемовна Симаненкова.
 
Им на месте не сидится
 
Обычно в обществе не принято говорить о возрасте женщины, это считается неприличным. Но в данном случае о возрасте этих милых женщин не только нельзя умалчивать, им можно гордиться. Многое пришлось пережить 94-летней Вере Васильевне и 92-летней Прасковье Артемовне за их долгие и нелегкие жизни: трудности и заботы, радости и печали, но, несмотря на все это, они и сегодня по-прежнему остаются светлыми, жизнерадостными людьми, стараются не поддаваться болезням и недугам, ведут активный образ жизни.
 
Ее года - ее богатство
 
IMG 1985Вера Васильевна Бабурина родилась в деревне Семишено, которая когда-то располагалась в восьми километрах от города. Ее отец Василий Сергеевич трудился на железной дороге, мама Прасковья Варфоломеевна занималась домашним хозяйством. В многодетной семье Новиковых подрастали четыре дочери, Верочка была вторым ребенком. К сожалению, счастливым и беззаботным ее детство назвать нельзя, его навсегда оборвала война. К этому времени Вера успела закончить лишь шесть классов. В грозном сорок первом отца забрали на фронт, поэтому девочкам пришлось работать наравне со взрослыми, помогая матери.
 
- Все мы тогда быстро повзрослели, ведь время было такое. Во время оккупации района наша семья жила недалеко от железнодорожного разъезда Гривка. Поначалу мы, дети, не знали и не понимали, что такое бомбежки, война и насколько это страшно, но как-то на наших путях остановились три состава: один с солдатами, второй с военной техникой, а в третьем находились беженцы. Словно поджидая их, в небе появился немецкий бомбардировщик. Все вокруг стало громыхать и взрываться. Слава Богу адская фашистская машина ни разу не попала в составы. Вокруг началась паника, все стали разбегаться. Тогда-то мы и осознали, что такое война. С того дня бомбежки не прекращались, и нам пришлось вернуться обратно в Семишено, подальше от артобстрелов, - поделилась воспоминаниями Вера Васильевна.
 
Сохранились в памяти долгожительницы и ожесточенные бои осенью 41-го года, и непрерывные бомбежки немецкой авиации, которые превращали жизнь гражданского населения в кромешный ад. Помнит она и то, как ее семья помогала беженцам, с того самого состава, и как их всей семьей угоняли под обстрелами в концлагерь в Рославле, и освобождение района в 43-м году.
 
- Тяжело было, но мы  выжили, но и после войны жизнь не стала слаще. Послевоенные годы были страшно голодные. Про дальнейшее обучение думать не приходилось, надо было хоть немного помочь родителям, я пошла работать к отцу на железную дорогу. Поначалу полола траву на путях, затем трудилась в бригаде вместе с мужчинами, - продолжила женщина.
 
На плечи молодой девушки легли тяжелейшие послевоенные трудовые будни. Первое время Вера работала на железной дороге неофициально, и лишь в 1945 году, когда ей исполнилось 17 лет, ей выдали трудовую книжку. В 1949 году Вера встретила порядочного, работящего парня Михаила, с которым создала крепкую семью и вырастила двоих детей - сына и дочь.
Сначала молодая семья жила в казарме с родителями, а в 1952 году им дали усадьбу,   они стали строить  свой дом.  Спустя четыре года, именно столько длилось строительство, Бабурины переехали на улицу 8 Марта, где обзавелись большим хозяйством. С железной дороги Вере Васильевне пришлось уйти. Более пяти лет она трудилась в Спас-Деменском лесхозе на елочках, затем женщину со стойким характером и жизненным упорством позвали работать в комбинат бытового обслуживания, где она проработала почти 30 лет. Поначалу рукодельница-самоучка вязала кофты на ручной машинке, затем ее перевели в цех, где летом она шила брюки, халаты и другую одежду, а зимой мастер головных уборов Вера Бабурина изготавливала мужские шапки, славившиеся на всю округу. 
Немало лет минуло,  как Вера Васильевна овдовела. Теперь она живет одна и старается справляться самостоятельно почти со всеми делами. Самым удивительным для меня стало то, что эта пожилая женщина еще и огородом занимается: сажает овощи, сама поливает и пропалывает грядки. Часто ее навещает сын. Каждое лето приезжает навестить бабушку внучка. 
В свои 94 года Вера Васильевна сохранила удивительную ясность ума и жизнелюбие. Несмотря на  преклонный возраст, она еще бодра и рассудительна. Жаль только, слух стал подводить да ноги не слушаются, однако женщина держится стойко и на жизнь смотрит с оптимизмом.
 
Жизнь бабы Паши
 
IMG 1988Баба Паша - так по-простому в округе называют маленькую сухонькую бабушку, живущую в начале улицы 8 Марта. Как и у большинства ее ровесников - людей старшего поколения, у Прасковьи Артемовны Симаненковой позади большой и трудный жизненный путь. Он пройден с честью и достоинством. Она обычная русская женщина, испытавшая на своем веку и радости, и горести. Ее судьба похожа на судьбы многих людей, живших в те тяжелые годы. В страшное военное и тяжелое послевоенное время проходили ее детство, юность и пора взросления. 
Родилась Прасковья Артемовна в деревне Каменец Добросельского сельсовета в многодетной семье, в которой детей было шесть душ: трое мальчиков и три девочки. К сожалению, братья Прасковьи Симаненковой умерли еще в детском возрасте, а на ее долю и долю двух  сестер выпало страшное испытание - Великая Отечественная война. 
Когда она началась, девочке Паше шел двенадцатый год. Как и всем, ее семье пришлось трудно. Однако все выстояла, все сумела перенести эта стойкая женщина: и голод, и холод, и плен у немцев. Баба Паша многое помнит из пережитого, в том числе она в мельчайших подробностях помнит свою длинную нелегкую трудовую биографию. И то, как впервые пришла на работу в Спас-Деменскую санэпидемстанцию в феврале 1946 года, как возила на лошадях дезкамеру, как прожаривала одежду инфекционных больных, как много ей приходилось ходить пешком, многое приходилось делать вручную. Порой Прасковья Артемовна так уставала, что к вечеру у нее еле хватало сил дойти до дома, а чуть свет надо было вновь вставать и идти на работу. Практически половину жизни она посвятила санэпидемстанции, где проработала больше 40 лет в должности дезинструктора, в том числе больше 12 лет трудилась на пенсии. Трудолюбивая и исполнительная женщина всегда подходила к любому делу ответственно, поэтому не удивительно, что ее трудовая книжка пестрит записями о грамотах и благодарностях за добросовестный труд. Вспоминая то время, долгожительница рассказала, что ей порой и самой не верится, как это она везде успевала.
Вот так в работе незаметно прошла жизнь Прасковьи Артемовны, также незаметно выросли дети и разъехались кто куда. Сегодня, несмотря на возраст, баба Паша находится в здравом уме и светлой памяти и не сдается годам. Правда, в последнее время пошатнулось здоровье, и это не только из-за возраста, отчасти на состояние долгожительницы повлияла смерть двоих ее детей.
Сегодня Прасковья Артемовна живет одна, но рядом всегда дочь Татьяна, которая, хоть и живет в Десногорске, старается часто навещать мать, дважды в день справляется о ее самочувствии по телефону. Частыми гостями бывают  внуки и правнуки, а в их отсутствие скрасить будни пенсионерки помогают две любимицы - кошки. Сегодня женщина, как и в молодости, старается не падать духом, а радуется жизни и, несмотря на возраст, со всеми делами по дому справляется самостоятельно: и печь топит, и за водой ходит, и за огородом следит. А родные стараются окружить ее заботой и вниманием.
Екатерина
ЛЕВКИНА.
Фото автора.