Я всегда с особым вниманием относился к военным судьбам уроженцев Спас-Деменского района. Читая наградные листы с описанием того, сколько пленных взяли мои земляки, сколько огневых точек подавили, сколько раненых вынесли с поля боя, не переставал удивляться, что ратные подвиги совершали люди сугубо  мирных довоенных профессий: колхозники, бухгалтеры, служащие. 

654322

В апреле текущего года, в очередную годовщину окончания битвы под Москвой 1941-1942 г.г., в мои руки попали красноармейская книжка и военный билет уроженца деревни Чебуши Наумовского сельсовета Спас-Деменского района. 
В документах указано на его участие в боях с 1941 по 1945 годы. А в сведениях о наградах вписаны одни ордена: Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Славы III степени, Славы II степени и два ордена Отечественной войны II степени. 
Такое я видел нечасто.
Как пояснили родные, в документах и электронных архивах указаны не все знаки отличия. В семейном архиве хранятся удостоверения и медали «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», Благодарности  Верховного Главнокомандующего участнику боев в Восточной Пруссии. 
Я не случайно упомянул о контрнаступлении РККА под Москвой, повернувшем вектор войны на запад. Этот воин принимал участие в известной в исторических кругах атаке моряков на подмосковное село Белый Раст, о которой сняты документальные  фильмы.
 
Ястребов Владимир Иванович, 25 июля 1922 года рождения. Колхозник. Образование 5 классов. Призван «нормальным» призывом Спас-Деменским РВК 11 августа 1941 года. 
С августа по ноябрь первого года войны был курсантом десантной школы. Сведений о дислокации части я не нашел. Однако, судя по дальнейшим местам службы героя повествования, курсанты «учебки» имели отношение к военно-морскому флоту.
Осенью 1941 года в г. Нижние Серьги Свердловской области из моряков Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии была сформирована 64-я морская стрелковая бригада. В ее состав рядовой Ястребов В.И. и был зачислен. 
В конце ноября бригада эшелонами прибыла под Москву, вошла в 20-ю Армию и участвовала в боях в Краснополянском (ныне Дмитровском) районе Московской области. Это были тяжелые декабрьские бои контрнаступления Красной Армии под Москвой. 
Вот как об атаке моряков на село Белый Раст вспоминал капитан первого ранга в отставке Наумов Виктор Иванович:
«64-я отдельная морская стрелковая бригада была построена на опушке леса.  По цепи передали приказ: «Приказано взять Белый Раст любой ценой. Приказа на отход не будет». По команде «Снять шинели!» - сняли, уложили аккуратно у ног с вещмешками. По команде «Надеть бескозырки! Примкнуть штыки» - надели, примкнули. По команде: «На руку! Прямо шагом марш!» - пошли молча. Видимо, немцы не видели цепи в черном на темном фоне леса и не стреляли.  Снег под тысячами пар сапог  очень громко скрипел; ленточки замерзли и гремели как железные… Взяли их в зубы. Шли минут 15-20, казалось, вечно... Когда подошли к окраине села, к улице шириной метров 100, у подножья холма заревели танки, небо разорвалось, загремело, среди цепей - разрывы мин и снарядов. С угла сарая застучал пулемет, кто-то из моряков сунул в щель гранату - угол осел, и пулемет заглох. 
Раздалось громкое протяжное как вой «Полундра!», и моряки побежали вверх к церкви, на ходу сбрасывая бушлаты, суконки, оставаясь в тельняшках. Когда добежали до церкви, в окопах стояли 4 немецких танка и 4 пушки. С колокольни были сброшены пулеметчики, и выставлен красный флаг с бескозыркой и синим воротником. Построились. Каждый третий был в тельняшке. Стали считать живых - казалось, убитых тысячи. На поле и склонах лежали черные точки… Это были убитые и раненые моряки, умиравшие от мороза (- 30 градусов). Снятые на ходу бушлаты, суконки, воронки от мин и снарядов…» 1). 
Это было 8 декабря 1941 года. А через день, 10 декабря,  старшина Ястребов В.И. был тяжело ранен. Всего за годы войны у него было еще два тяжелых ранения, полученных 28 июля 1943 г. и 19 октября 1944 г. 
Весной 1942 года Владимир Иванович продолжил службу в 251-й стрелковой дивизии, наступавшей на Ржев. Тяжело было нашим частям на этом направлении. Год шли от Волоколамска до Ржева после контрнаступления под Москвой. После позиционных боев в обороне в апреле-июле 1942 года, в августе 1942 года дивизия перешла в наступление, имея задачу взять сильно укрепленный узел немецкой обороны Погорелое Городище. Вот как это было.
«После полуторачасового артнаступления бойцы и командиры 251-й стрелковой дивизии поднялись в атаку… В 08.00 штурмовой отряд 923-го стрелкового полка блокировал укрепленный опорный пункт Золотилово, зайдя в тыл противнику и отрезав ему пути отхода.
Группа из 50 автоматчиков и разведчиков 923-го стрелкового полка непосредственно за огневым валом прорвалась в тыл противника и смелым броском вышла на ж/д и деревянные мосты р. Синяя. Одновременно 927-й стрелковый полк, нанося главный удар на Погорелое Городище с юго-востока и вспомогательный удар с северо-востока, стремительной атакой ворвался на юго-восточную окраину города. Завязался упорный уличный бой. Противник, заняв каменные постройки, встретил наши части пулеметным огнем, но, оказавшись в окружении, в панике бросился из города, пытаясь пробиться через мост на р. Держа у юго-западной окраины г. Погорелое Городище. Здесь наша засада автоматчиков и пулеметчиков встретила бегущих немцев губительным огнем, полностью истребив бегущего врага. В 10 часов 50 минут 4 августа г. Погорелое Городище был взят частями 923 и 927 сп.
…По уточненным данным председателя райисполкома т. Петрова, в пределах города было подобрано и зарыто 438 трупов немецких солдат и офицеров, не считая погребенных под развалинами дзотов и блиндажей. Только в городе было захвачено в плен 87 немецких солдат и офицеров…» 2).
 
В апреле 1943 года Ястребов В.И. продолжил службу в  331-й разведроте «своей» 251-й стрелковой дивизии. О том, как воевал разведчик Ястребов, говорят строки наградных листов. 
Из представления к ордену Отечественной войны II степени:
«В районе юго-западнее Кенигсберга старшина Ястребов, сопровождая группу захвата, задача которой была взять контрольного пленного и удержать траншею противника до подхода основных сил, первым ворвался в траншею. Отправив раненого красноармейца  Чернова в свою траншею, встретил группу немцев, которая заходила в тыл захватгруппе. Очередью из автомата Ястребов убил двух немцев, одного взял в плен».
3 марта 1945 года во время все тех же боев в Восточной Пруссии Ястребов В.И., отбивая контратаку немцев, уничтожил 6 гитлеровцев и одного взял в плен, за что был удостоен ордена Красной Звезды.
11 марта 1945 года разведчик Ястребов В.И. выполнял задачу по взятию контрольного пленного в районе населенного пункта Штольценберг В. Пруссии. Находясь в группе прикрытия, огнем пулемета подавил пулемет противника, тем самым обеспечив выполнение захватгруппой поставленной задачи. Удостоен ордена Славы II степени» 3).
 
Немногим людям Владимир Иванович рассказал о том, что он являлся участником Парада Победы, пройдя по Красной Площади 24 июня 1945 года в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта.  
В первые послевоенные годы службы Владимир Иванович был направлен в 21-й окружной учебно-танковый полк. По окончании учебы старшина Ястребов В.И. распределен в 13-ю гвардейскую механизированную дивизию, которая в то время дислоцировалась в столице Австрии городе Вене. В красноармейской книжке Ястребова В.И. в записи тех лет указана ВУС (военно-учетная специальность) № 34 - специалист автобронетехники, механик-водитель средних танков.
 
Вот такая интересная военная судьба у нашего земляка. Начав войну курсантом десантной школы, воевал стрелком в морской бригаде, стрелковой дивизии, дивизионной  разведке. А после войны ему было суждено стать танкистом.
26 декабря 1946 года Владимир Иванович демобилизовался и вернулся в родные Чебуши. В 1947 году он вместе с женой  переехал в деревню Высочки соседнего Лазинского сельсовета, а затем - на центральную усадьбу совхоза «Дубровский» в село Лазинки, где построил дом. Работал лесником, совхозным строителем, пастухом. Вырастил четверых детей. Умер Владимир Иванович 3 октября 1994 года в Лазинках, там же и похоронен на сельском кладбище.
До последнего дня жизни носил в себе множество осколков. О войне, в которой ему посчастливилось выжить, он ничего не рассказывал. Эта скромность свойственна людям, победившим в страшной битве за свободу и независимость нашей Родины.
Последнее время я все чаще задаюсь вопросом, что же это были за люди, выигравшие ту страшную войну? В одной из телепередач на канале «Победа» известный историк Исаев А.В. назвал их поколением «титанов». С этим безоговорочно  соглашаешься, когда рассматриваешь военную фотографию Ястребова В.И., на груди которого едва умещаются боевые ордена и медали.
О. Залетаев.
Источники:
1) Электронный ресурс: http://оборона-москвы.рф/?page_id=2775  (дата обращения 20.04.2022)
2) Электронный ресурс: https://znanio.ru/media/pogoreloe-gorodische-v-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny-2631363 (дата обращения 20.04.2022)
3) Электронный ресурс:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig chelovek_nagrazhdenie41977177/ (дата обращения 26.04.2022)