В наших руках уникальный документ: маршевый журнал (журнал боевых действий) эскадрильи, а впоследствии полка «Нормандия-Неман» на русском языке. Жители города Спас-Деменска и Спас-Деменского района не понаслышке знают о том, что в грозные годы войны в нашем небе вместе с советскими летчиками сражались с фашистской нечистью и славные сыны французского народа, трое из которых - Познански Андре, Ив Бизьен и Реймон Дервиль занесены в списки погибших. 

34455

К моменту начала Второй мировой войны Франция считалась одной из сильнейших стран Европы наряду с Германией и Великобританией. Она располагала огромным экономическим потенциалом, а французская армия насчитывала более 2 млн. человек личного состава, включала 86 дивизий, была вооружена 3609 танками, 1700 артиллерийскими орудиями и имела 1400 боевых самолетов. У Германии на французской границе было 89 дивизий, то есть силы сторон были сопоставимы. 
 
7665
 
Однако вторгшаяся 10 мая 1940 года во Францию Германия уже 14 июня 1940 года ввела свои войска в Париж, а 22 июня этого же года Франция официально капитулировала. Одна из крупнейших европейских держав продержалась лишь 40 дней. Более миллиона военнослужащих попали в плен, 84 тысячи погибли. Французские военные заводы бесперебойно снабжали Германию  минометами, гаубицами, бронированной техникой. Трудились на этих предприятиях французские рабочие. Миллионы французских мужчин и не думали восставать против гитлеровцев. Да, имели место какие-то забастовки, но они не шли ни в какое сравнение с настоящей борьбой, которую вели на оккупированной территории жители Советского Союза, или, скажем, Югославии. И в то же время Франция сражалась, что ассоциируется у нас, например, со знаменитым авиационным полком «Нормандия-Неман». Но мы же понимаем, что летчиков «Нормандия-Неман» было очень мало - всего 96 человек, из них 46 погибли, в том числе трое числятся погибшими на спас-деменской земле. 
Первое знакомство с названием «Спас-Деменск» состоялось у авиагруппы «Нормандия» в конце марта 1943 года.
 
65443
 
• 29 марта 1943 года - запланировано важное боевое задание по бомбардировке с участием ПЕ-2, которые находятся  на том же аэродроме, что и эскадрилья. С трех часов утра персонал на ногах; сейчас оттепель, так что полоса покрыта водой и талым снегом; самолеты с трудом выруливают; иногда, чтобы освободить колеса от снега, приходится их почти тащить. 
В пять часов, на рассвете, все самолеты в строю и готовы к вылету; атмосферные условия плохие, и после пяти часов ожидания боевое задание отменено. В течение  следующих дней самолеты выкатываются на край полосы на рассвете, но плохая погода не дает бомбардировщикам выполнить задание: оно заключается в уничтожении железнодорожного моста на линии Спас-Деменск-Смоленск.
• 13 апреля 1943 года - три двойных звена: майор Тюлян и лейтенант Дервиль, младший лейтенант Дюран - лейтенант Познански, младший лейтенант Мае - аспирант Бизьен - отправляются на «свободную охоту» в район Спас-Деменска. Как только они пересекают линию фронта, их атакуют как минимум восемь FW-190; в ходе одного из сражений младший лейтенант Дюран и младший лейтенант Мае стреляют из удобного положения. Лейтенант Дервиль, лейтенант Познански и аспирант Бизьен не возвращаются на базу; позже мы узнаем, что пехотинцы на первой линии фронта видели, как «Як» пикирует на землю и два других приземляются на нижние склоны у линии фронта на нашей территории. Те же самые пехотинцы наблюдали падение трех FW во время боя.
 
238554 c99bfe8e9369a4ad53d545ab0d01a770
 
После первых потерь эскадрильи «Нормандия» командующий 1-й армией генерал Худяков лично встречается с майором Тюляном и приносит ему искренние соболезнования по поводу этого печального события. Он говорит, что есть еще надежда, что нужно выполнить поисковое задание, чтобы выяснить судьбу наших пропавших товарищей. Затем он объявляет, что эскадрилья после необходимого пребывания в Муковнино для знакомства с фронтовыми условиями будет отправлена дальше и присоединится к истребительному полку, в составе которого она будет воевать. Он обещает доверить летчикам «Нормандия» важные задания, которые позволят им сторицей отомстить за пропавших без вести товарищей. 
• 14 апреля 1943 года - два звена под руководством  майора Тюляна выполняют боевое задание по «свободной охоте» в том же секторе, что и накануне. Четыре «Яка» тщетно ищут следы пропавших самолетов. 
• 17 апреля 1943 года - на рассвете генерал Худяков отдает под командование майора Тюляна группу из шести ЯК-7 гвардейского полка и ставит ему следующую задачу: «Блокировать любые взлеты вражеской авиации с аэродрома в Сеще: за пять минут до, во время и сразу после бомбардировки этого аэродрома советской авиацией». 
 
i 052
 
• 3 мая 1943 года - 14 боевых заданий по разведке местности. В 17 часов звено младшего лейтенанта Лефевра и младшего лейтенанта де Ля Пуапа атаковано четырьмя FW-190 и двумя Ме-109. Младший лейтенант де Ля Пуап уходит от преследования четырьмя FW, влетев по спирали в облачность. Оба самолета возвращаются без происшествий на аэродром. Это седьмая победа эскадрильи «Нормандия».
• 7 мая 1943 года - в 11 часов 11 самолетов вылетают на штурмовку наземных целей в районе Спас-Деменска. Две деревни полностью охвачены огнем, фрицы выбегают из домов в поисках укрытия. Транспортные средства и авиацистерна горят; эшелон, оставшийся на станции, обстрелян из пушек и пулеметов. Самолеты на аэродроме Лубинка также атакованы. В ходе этого полета младший лейтенант Мае на бреющем полете подает сигнал своему напарнику, что вынужден приземлиться. Он совершает весьма жесткую посадку на поляне - с убранным шасси; хвост «Яка» сломан, но самолет садится на брюхо. Если Мае хорошо пристегнут, он должен остаться невредимым. Младжший лейтенант Мае становится четвертым пропавшим без вести из авиагруппы «Нормандия».
• 2 июня 1943 года - «Нормандия» перемещается из Козельска в деревню Хатенки, расположенную в пяти километрах севернее. Авиагруппа оказывается на том же самом аэродроме, что и 18-й гвардейский истребительный авиационный полк. Летчики размещены в деревне, в четырех километрах от аэродрома; механики - в землянках и шалашах, которые они сами построили. 
• 8 августа 1943 года - авиагруппа получает новые самолеты, которые увеличивают авиапарк до 15 «ЯК-9». Новые самолеты в отличном состоянии, все в восторге.
 
В Спас-Деменске
 
• 26 августа 1943 года - 2-я эскадрилья отправляется на новый аэродром в Спас-Деменске. Экипажи находятся в состоянии боевой готовности, хотя нет ни одного вылета. Вечером, после  возвращения экипажей, майор Пуйяд подводит итоги боевым вылетам, проведенным за последнюю неделю уже с нового аэродрома. Зачтено для обеих эскадрилий 112 боевых вылетов. В ходе них были сбиты два немецких самолета. Удовлетворенная улыбка нашего командира показывает, что он нами доволен. Несмотря на эти вылеты и на смену аэродрома, для тех, кто прибыл последними. Тренировки продолжаются как обычно. 
• 29 августа 1943 года - ночью майору Пуйяду сообщили по телефону, что Рей убит, а Астье ранен. Мы ошеломлены этой новостью. 1-я эскадрилья, задержанная плохой погодой, вылетает на новый аэродром лишь в 9 часов. Майор Пуйяд отправился в полковом У-2 в Сухиничи, чтобы узнать о судьбе Астье и Рея. Во время его отсутствия У-2, управляемый Астье, привез нам тело бедолаги Рея, ужасно изуродованное. Смотреть на этот самолет, привезший труп, ужасно. Бренные останки немедленно помещены в лазарет. Астье объяснил, что, доверившись навигации Рея, они по ошибке залетели за линию фронта к фрицам и были обстреляны зенитками. Астье смог вернуться на русскую сторону на бреющем полете и сел недалеко от Сухиничей, его самолет был изрешечен пулями. Рей, сидевший сзади, оказался убитым. Мотор не был поврежден, Астье смог вернуться на следующий день на наш аэродром.  Рэй  будет похоронен сегодня же вечером со всеми почестями и в присутствии всего полка. Эта трагическая история приносит нам великое горе.
Вечером в 20 часов похороны нечастного Рея. Мы вшестером несем его гроб из белого дерева из лазарета на кладбище при аэродроме. Нас сопровождают русские офицеры и взвод солдат. Перед тем как опустить гроб в могилу, майор Пуйяд произносит короткую, но очень прочувственную и сердечную речь; орудийный салют ставит точку в этой душераздирающей церемонии. Прощай, бедный Рей!
 
Сорок  две  победы
 
• 31 августа 1943 года - 1-я эскадрилья вылетает на передовой аэродром. Но приказ обязывает их вернуться. Майор Пуйяд отправляется на их поиски. Утром вылет на прикрытие в район Ельни. В нем принимают участие обе эскадрильи. Каждая встречает Ju-87 под защитой нескольких FW-190. Звено Лефевр - Риссо совместно сбивает один Ju-87, Лефевр - FW-190, де Ля Пуан - Ju-87, Альбер - Ju-87, Барбье - Ju-87. Еще два вражеских самолета повреждены Бегеном и Матисом. Мы одержали 42 победы за пять месяцев с момента создания авиагруппы.
Сегодня днем назначено патрулирование в районе Ельни. В 14 часов вылетают 10 летчиков. Беген возвращается почти сразу из-за отказа вооружения. На высоте 3500 метров над Ельней мы встречаем более сотни «Хейнкель-111», охраняемых несколькими группами FW-190. В воздушном бою сбито пять самолетов. 
• 1 сентября 1943 года - вылет девяти летчиков в 7 часов утра на патрулирование в район Ельни.
Встречается множество патрулей FW-190. Постоянные стычки в течение 30 минут полета и индивидуальные сражения: Альбер и де Ля Пуан совместно сбивают FW-190. Дюран и Леон не вернулись.
Телеграмма сообщает нам хорошую новость: Леон сел на передовом аэродроме гвардейского полка. 
Мы сегодня должны перебазироваться на новый аэродром. Те, кто не улетает на самолете, занимаются багажом
В полдень майор отправляется в Хатенки на встречу с механиками. Проезжая через лес, он видит Як, а спустя несколько секунд осознает, что у самолета белый оптекатель. Он поспешно возвращается к самолету и с радостью понимает, что Як принадлежит Лорану. Взволнованный  из-за своего первого сражения и особенно из-за двух упорных FW-190, севших ему на хвост, Лоран заблудился.
В 16 часов Шик возвращается из Вязьмы на У-2 с раненым Фору, который смог посадить свой самолет в целости на аэродроме.
Мы узнаем, что переезд на новый аэродром откладывается на завтра.
В 18 часов вылет четырех летчиков, сопровождаемых восемью самолетами гвардейского полка.
Они возвращаются через 20 минут из-за плохой погоды. 
• 2 сентября 1943 года - в 10 часов утра переезд авиагруппы  на новый аэродром. 10 самолетов отправляются в Мышково, что в 15 километрах на северо-восток от Спас-Деменска. Новый аэродром меньше  размерами, хуже обустроен, полон следов пребывания фрицев, так как враг стремительно покинул это место лишь дюжину дней назад.
В 10 часов Фору также покидает аэродром на санитарном самолете, который направляется в Москву.
• 3 сентября 1943 года - из Нележа наконец к нам отправляются два грузовика, доверху нагруженных сумками и ящиками. Помимо прочего туда набиваются как могут русские  механики и летчики без самолетов, не забыв и двух собак авиагруппы - Бобби и Зазут. В 9.30 караван трогается в путь по пересеченной местности, по разбитым дорогам, преодолевая реки вброд. Мы пересекаем старую линию фронта перед Спас-Деменском: русские и немецкие войска стояли в 800 метрах друг от друга. Повсюду минные поля, вдоль лесных дорог - сожженные танки и брошенные мертвые тела. Преодолев некоторое расстояние, мы прибываем в Мышково, что удивительно,  ни разу не пробив по дороге колесо, и довольно быстро: в 13.30 (между двумя аэродромами дистанция в 20 километров по прямой). Погода пасмурная, и остаток дня мы посвящаем обустройству. 
• 5 сентября 1943 года - спокойный день; Яки распределены, проверены и испытаны. Стакович приезжает к нам с расположенной в окрестностях Ельни радиовышки, покрывшись добрым слоем пыли. Он приносит плохие вести: Леон был замечен с земли, преследуемый двумя FW-190, и сел примерно в шести километрах к востоку от Ельни. Снаряд попал ему в поясницу, он был убит. Предан земле на месте гибели, точное место подскажут, когда это станет известно. 
Вечером лейтенант Дени едет в Нележ в качестве сопровождающего русского офицера-механика и не возвращается. 
• 9 сентября 1943 года - Лефевр отправляется в Москву на У-2 вместе с русским офицером связи Куниным. Майор также отправляется в Москву на Як-9. Вечером Стакович приезжает с радиовышки около Ельни с новостями о Матисе. Он был ранен и спасен русскими.
• 10 сентября 1943 года - Стакович уезжает на машине, чтобы отыскать следы Матиса.
• 12 сентября 1943 года - сегодня во второй половине дня почетный караул в 15 часов и вручение наград генералом Литвиненко, замполитом 1-й воздушной армии. Орденом Отечественной войны награждены капитан Прециози, пропавший без вести 28 июля, младший лейтенант Кастелен, пропавший без вести 16 июля; лейтенант Беген и младший лейтенант Альбер, присутствующие в авиагруппе.
Короткие речи: русского генерала, потом майора.
• 15 сентября 1943 года - смена аэродрома на рассвете. Новый аэродром очень пыльный, без оборудования. Мы недалеко от Барсуков - района, который в течение двух лет был оккупирован немцами. 
Наступление начинается на нашем участке фронта, и мы все время пребываем в состоянии боевой готовности. На аэродроме мы находим прибывшего накануне лейтенанта Мурье.
Шик уезжает на патрульной машине, чтобы заменить Сьаковича на фронтовой передвижной радиостанции.
В 17.30 вылет восьми самолетов, задание по прикрытию в 15 километрах к западу от Ельни. Лефевр, чье вооружение отказало, возвращается со своим ведомым Барбье. Стычки с FW-190.
• 18 сентября 1943 года - мы должны сменить аэродром; вновь сборы багажа.
В 13.30 вылет по тревоге в район к западу от Ельни. Возвращаемся через четверть часа. Противник не обнаружен.
В 18.45 авиагруппа перелетает на новый аэродром в Филатках. За исключением Мурье, де Сен Фалля и Астье, которые остаются здесь для обучения.
Мы прибываем в 19 часов и устраиваемся на отдых под открытым небом. Вскоре ночное небо освещается парашютными сигнальными ракетами и заревом пожара со стороны линии фронта, которые сопровождаются гулом самолетов в небе».
19 сентября «Нормандия» снова начинает активные действия. На ее счету еще три сбитых самолета, запишет впоследствии в своих мемуарах - один из французских летчиков, сражавшихся на советско-германском фронте в составе добровольческого авиационного полка «Нормандия-Неман» с мая 1944 года до дня капитуляции фашистской Германии. «Нормандия» продолжает вместе с советскими войсками продвигаться в сторону западных границ СССР. Растет число сбитых фашистских самолетов, но и потери французской авиагруппы тоже увеличиваются.
«Мы оставили нашу Францию презираемой, - скажет однажды при жизни Марсель Лефевр, - для нас нет другого возвращения, кроме победного». Он умрет от ожогов, полученных при посадке поврежденного самолета в июне 1944 года, но его однополчане будут продолжать борьбу против фашистов вместе с доблестными воинами Красной Армии, громя врага в Восточной Пруссии и на земле Германии.
Свою славу полк «Нормандия» снискал в боях под рекой Неман, где обеспечивал переправу советских частей. Особые заслуги, согласно традициям русского оружия были отмечены присвоением полку наименования «Неманского», по месту совершения подвига. Подполковник Пуйяд и летчики полка в связи с этими событиями были отмечены в приказе Сталина.
С того момента полк во французских документах носит название «NORMANDY-NIEMEN».  Всего до конца войны летчики полка «Нормандия-Неман» совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, в которых одержали 273 подтвержденных победы, еще 36 неподтвержденных, повредили более 80 немецких самолетов. Потери летчиков полка составили 42 человека (из 96 прошедших через эскадрилью полка). Четыре французских пилота были удостоены звания Героя Советского Союза. Это Ролан де Ля Пуан, Марсель Альбер, Марсель Лефевр (посмертно) и Жак Андре.
После окончания военных действий пилоты и семьи погибших летчиков получили денежное вознаграждение от СССР. Общая сумма составила около 250 тысяч долларов. Наша страна также подарила самолеты, на которых французы сражались с немецко-фашистскими захватчиками (сорок один Як-3). 20 июля 1945 года французы вернулись домой.
У себя на родине «Нормандия-Неман» стала элитной частью. В 2009 году из-за сокращения численности французской армии прекратил свою деятельность знаменитый истребительный полк «Нормандия-Неман».
В 1995 году в России в честь 50-летия со дня формирования 18-му гвардейскому авиаполку было присвоено почетное наименование «Нормандия-Неман». Полк базировался в поселке Галенки Приморского края. К сожалению, в связи с очередной реформой Вооруженных Сил нашей страны в 2009 году полк прекратил свое существование. Его правопреемницей стала авиационная база на Дальнем Востоке под номером 6988.
Кто же хранит память в своих сердцах о «Нормандии-Неман»?
В России на сегодня существует около 20 музеев «нормандцев» на базе школ, только в Москве их пять. Существует Ассоциация ветеранов полка, возглавляемая Анатолием Фитисовым. 
Хочется надеяться на то, что и сейчас, и в будущем наши потомки по всему миру будут помнить истинных героев той страшной войны - советских солдат, офицеров и генералов, тружеников тыла и тех, кто помогал им сломать хребет фашистскому зверю, напавшему на нашу Родину в июне 1941 года.
В. Щуров.